Третий путь
Белоцерковский Вадим Владимирович — литератор, активист российского правозащитного движения, научный сотрудник Международного института самоуправления и самоорганизации (США — Германия). Значительное число его статей, посвящены теории синтеза социализма и капитализма, так называемого "Третьего пути" - термина, которым обозначают различные политические позиции, пытающиеся избежать крайностей левой и правой.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Публицистика
Вадим Белоцерковский
Третий путь
«...и снова
начнется
которой социализм
него
грядущей,
консерватизма
неизвестной
смертная
займет место
и будет
нам <...> «Какая же история человека, если доброта его
недвижима?» — говорит один из героев В. Гроссмана <...> »*.
И ведь надо признать, что герой Гроссмана прав. <...> БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ
зывы и проповеди говорят об одном, а жизнь учит совсем
другому. <...> Впрочем, в отдельные периоды даже
это последнее стеснение исчезает... <...> К понижающим
же факторам — агрессивная конкуренция, обуславливаемая
возможностью, а следовательно, и необходимостью
накопления капитала (или расширенного воспроизводства)
с вытекающей отсюда эксплуатацией,
превращением человека в средство накопления, а деньги,
капитал — в цель, господствующую над человеком. <...> И, между прочим, увеличение числа накопителей (акционеров)
в сущности лишь увеличивает число людей,
непосредственно закабаленных гонкой накопления, агрессивной
конкуренцией, самоэксплуатацией. <...> Ограничивает нравственный уровень также и абсолютная
дисциплина, существующая внутри частных и
государственных организаций, и усиливающая эту дисциплину
материальная зависимость подчиненных от их
начальников, работодателей (поскольку отсутствует у
большинства людей собственность, способная дать им
средства к существованию). <...> Наконец, ограничивает нравственный уровень человека
и сознание бессилия, невозможности активно
182
ТРЕТИЙ ПУТЬ
влиять на ход своей жизни и жизни общества, т. е. положение
пешки, от которой мало что зависит. <...> Иначе говоря, этот строй должен
позволить обществу тратить большую часть сил на
внешнюю борьбу, на борьбу за продолжение рода человеческого
(что и предназначено природой всем живым
существам), то есть превратить человеческое общество
из интровертированной «личности» в экстровергмрованную*,
одновременно (в этом диалектика) давая возмож*
Если сравнить развитие общества с развитием индивидуума
(а такое сравнение здесь <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: