О "генах культуры" и главной задаче философии и социально-гуманитарных наук
Интервью академика РАН, специалиста в области теории познания, философии и методологии науки, философии культуры Владимира Семеновича Степина о роли культуры в человеческой деятельности с точки зрения современной философии.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
πЛАНЕТА ИДЕЙ
О «ГЕНАХ КУЛЬТУРЫ»
и главной задаче философии
и социально-гуманитарных наук
Вячеслав Семенович СТЕПИН —академик РАН, специалист в области
теории познания, философии и методологии науки, философии
культуры, руководитель секции философии, социологии,
психологии и права Отделения общественных наук РАН, президент
Российского философского общества. <...> Есть виды и типы деятельности, которые
воспроизводятся не то что десятилетиями —
часто столетиями. <...> Принципиально важно, что все формы человеческой
активности — деятельность, поведение, общение
— управляются определенными программами. <...> В этой связи возникает вопрос: откуда человек заимствует
программы деятельности? <...> ОсновЭКОЛОГИЯ
И ЖИЗНЬ · 11(132)’2012
πЛАНЕТА ИДЕЙ
ное их содержание определено социальным воспитанием
и обучением. <...> Программы деятельности, поведения и
общения вырабатываются людьми в процессе исторического
развития общества. <...> Это значит, что любые программы
деятельности, поведения и общения функциоhttp://www.ecolife.ru
нируют
в обществе в качестве семиотических систем. <...> В качестве кодовых
систем могут выступать любые компоненты человеческой
деятельности (орудия труда, образцы операций,
продукты деятельности, опредмечивающие ее цели,
сами индивиды, выступающие как носители некоторых
социальных норм и образцов поведения и деятельности),
естественный язык, языки искусства,
науки, символы, регулирующие социальную жизнь. <...> Люди не
просто действуют, но и одновременно могут выполнять
роль семиотических систем, демонстрируя образцы
поведения и деятельности, которые программируют
других людей. <...> . Функционирование людей в качестве
семиотических систем является самой древней
передачей социального опыта («делай как я»). <...> Маклюэн
предлагал выделять стадии развития цивилизации
в зависимости от появления новых типов кодовых
систем. <...> В архаических обществах (без письменности) при решении
человеческих конфликтов главную роль играют
не своды <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: