Мотив жалости в поэтике Достоевского
Статья посвящена мотиву жалости и сострадания в творчестве Ф. М. Достоевского.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Уже сам выбор темы — мотив жалости — и
ее художественное воплощение у Достоевского
показывает Ржевского как одного из редчайших
в наше время мастеров творческого про чтенья
творческого слова. <...> И
все-таки: Достоевский — философ и душевед,
социолог и публицист, Достоевский-художник —
все эти различные грани творческого гения вряд
ли и посейчас рассказаны до конца. <...> Потому что ведь и Достоевский-философ, и
146
Достоевский-социолог тем, главным образом, и значительны,
что представлены творческим словом великого
мастера. <...> Достоевский-психолог, "реалист в
высшем смысле", как он сам себя называл, • • не
автор труда по криминологии, но художник, написавший
роман "Преступление и наказание",
в котором, как говорил Пастернак, "присутствие
искусства потрясает больше, чем преступление
Раекольникова". <...> Но вот как раз работ, которые занимались бы
изучением творческого слова Достоевского, его
текстов с художественной стороны, его мастерства,
— сравнительно мало. <...> И кажется, например, что один из самых близких
ему мотивов, выражающий некое органическое движение
человеческого духа и столь функциональный
в его поэтике, освещен совсем еще недостаточно:
Мотив жалости. <...> Сострадание есть главнейший и, может быть,
единственный закон бытия всего человечества"
"Сострадание" и "жалость" — синонимы. <...> Для Достоевского же жалость, как уже выше
цитировалось, была "... может быть, единственным
законом человеческого бытия", непременным и
первым соседом любви, основой христианского
гуманизма. <...> 148
Тоже и позже, когда, после смерти Сталина, начали
издавать Достоевского, появились о нем статьи
и книги, — тенденциозные авторы их, типа В. Ермилова <...> Картины человеческих страданий — описание
характеров, бытовых сцен, драматических переживаний
и ситуаций в воплощении Достоевского как
бы насыщены жалостью сами в себе, как пористое
тело какой-либо острою влагой, и мы воспринимаем
одновременно и само изображение "жалостного"
и жалость как его <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: