РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Грани/1990/№ 157/

Умозрения Павла Флоренского - венец православной эстетики

Статья посвящена православной эстетике и искусству православной иконописи.

Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
В. В. БЫЧКОВ Умозрения Павла Флоренского - венец православной эстетики Эстетика в системе православного мировоззрения прошла долгий исторический путь, пролегший через несколько культур, захвативший множество народов и почти 20 столетий. <...> Можно указать и на главные фигуры мыслителей, внесших наибольший вклад в дело формирования православного эстетического сознания. <...> Замыкает и венчает его крупнейший и последний отец православной церкви, выдающийся мыслитель X X века Павел Флоренский. <...> Это хорошо чувствовали и осознавали многие православные мыслители и особенно глубоко • Павел Флоренский. <...> Там красота - лишь оболочка, наиболее внешний из различных "продольных" слоев бытии; а тут - она не один иэ многих продольных слоев, а сила, пронизывающая все сдои поперек. <...> Свет же прекрасен помимо всяких расчленений, помимо формы, - в себе, и он делает собою прекрасным все зримое" 4 . Красота как своеобразное "выявление того, что делается объективным", как фактор объективации, сущностно связана со светом, "ибо все являемое является именно светом", И эта являемостъ понимается Флоренским не столько в психофизиологическом (который в принципе не отрицается), сколько в онтологическом смысле, что автор подтверждает ссылками на апостола Павла. <...> Не случайно, подчеркивает Флоренский, аскетиху "святые отцы называли не наукою и даже не нравственною работою, а искусством, - художеством, мало того, искусством и художеством по преимуществу, - "искусством иэ искусств", "художеством из художеств" 6 . Главный плод и цель этого искусства - особое не формализуемое знание, "созерцательное ведение", которое, в отличие от теоретического знания - 262 "философии'' (любви к мудрости), именуется любовью к красоте - "фнлокалней" ("любо красней"). <...> Именно поэтому сборники аскетических творений назывались "Фил ока днями". <...> Точнее было бы называть эти сочинения "Красотолюбием" или понимать "доброту" в утвердившемся наименовании не В современном, а в древнем <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: