Хроника исторической катастрофы
Статья посвящена литературной критике одного из основных литературных произведений Александра Солженицына романа-эпопеи "Красное колесо" о России 1914-1917 годов, о Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях 1917 года. Автор определил жанр как «повествованье в отмеренных сроках».
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Юрий КУБЛАНОВСКИЙ
«Март Семнадцатого»:
хроника исторической катастрофы
Третий узел солженицьшского эпоса "Красное
колесо" — четырехтомный, охватывающий события
с 2 3 февраля по 18 марта 1917-го. <...> Покуда вышли первых два тома, но именно
тут — вплоть по второе марта включительно - и
происходит, собственно, все то главное, страшное,
что в дальнейшем — лишь закрепляется, трансформируется:
исторический "экологический" обвал,
катастрофа, одним словом,
революция. <...> Солженицын сутки за сутками, час за часом (под
текстом петитом идет точное обозначение времени)
— скрупулезно реконструирует глобальный
катаклизм новейшего времени, приведший —
в итоге - к появлению невиданной досель социальной
формации: был мир, условно говоря, феодальный,
патриархальный, буржуазно-индустриальный;
впервые появился — реально тоталитарный, базирующийся
на материализме и открытом отрицании
универсальной морали. <...> 183
итог, но итог не октябрьского переворота (большевики
взяли лишь то , что плохо лежало), а именно
— Февраля. <...> Я-то рвался
к Октябрьской, Февраль казался только по дороге—
а тут я понял, что несчастный опыт Февраля,
его осознание
это и есть самое нужное сейчас нашему
народу. <...> Именно опыта Февраля мы — не поняли,
забыли и в о внимание его не принимаем. <...> Сапиэт замечает:
"Но, Александр Исаевич, ведь все наше понятие
о б истории России — по крайней мере на Западе —
построено на предпосылке, что Февральская революция
была явлением положительным и что не
будь октябрьского переворота, Россия пошла бы
по пути мирного общественного развития". <...> Вот
это и есть — парирует Солженицын — одна из центральных
легенд. <...> / . Это были те самые либеральные деятели, которые
годами кричали, что они доверенные люди
России, и несравненно умны, и все знают, как
вести Россию, и конечно будут лучше царских
министров, — а оказались паноптикумом безвольных
бездарностей, и быстро все спустили к большевистскому
концу". <...> 184
"Опыт художественного исследования <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: