Коренной перелом цивилизации
Современная цивилизация породила столько глобальных кризисов, что речь идет о ее коренном переломе. Чтобы узнать, как будет развиваться цивилизация дальше важно иметь представление о типах цивилизационного развития.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
В.С. Степин
академик РАН
Академик Вячеслав Семенович Степин — специалист в области
теории познания, философии и методологии науки, философии
культуры. <...> Идея, которую я хочу отстаивать, состоит в том, что современная цивилизация породила столько
глобальных кризисов, что речь идет о ее коренном переломе. <...> И поэтому вопрос о том, как будет
развиваться современная цивилизация, — это вопрос о том, как и каким образом могут ее ценности
преобразовываться. <...> Вот почему очень важно иметь представление о типах цивилизационного развития. <...> Они альтернативные, но
я думаю, что можно найти определенные сближения,
если ввести понятие типов цивилизационного развития. <...> Тогда мы можем выделить два исторических типа
цивилизации. <...> Традиционалистских
обществ много: Древняя Индия и
Древний Китай, славянский мир, европейский средневековый
и античный мир, все это традиционалистские
общества. <...> Но несмотря на их разнообразие,
их непохожесть, есть некие общие черты, которые позволят
выделить базовые структуры в культуре, которые
выступают как своеобразный генотип, в соответствии
с которым воспроизводится этот тип цивилизационного
развития. <...> И есть еще один тип цивилизации, он возник позднее,
в эпоху великой духовной революции Возрождения,
потом Реформации и, наконец, Просвещения. <...> Я этот тип цивилизации обозначаю как техногенную
цивилизацию. <...> Если ее сравнивать с традиционалистским типом,
то можно найти главные отличия, и первое — в понимании
человека и в его отношении к природе. <...> В техногенных
культурах человек воспринимается как креативное
существо, изменяющее окружающий мир,
и творческие способности человека рассматриваются
как фундаментальные. <...> В традиционалистских культурах
такого нет, там господствует другое понимание. <...> Природа, ее понимание в европейской
культуре — это некий резервуар ресурсов для
деятельности, это поле, которое до' лжно переделывать,
перепахивать, подчинять власти человека, контролировать. <...> Идея <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: