ПРИЗНАКИ СБЛИЖЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ «ТРАДИЦИОНАЛИСТСКОЙ» И ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ЭСТЕТИКИ (НА ПРИМЕРЕ КРИТИЧЕСКОЙ ДИСКУССИИ О ТВОРЧЕСТВЕ А. БИТОВА)
Острая дискуссия в российской литературной критике между сторонниками и противниками постмодернизма как литературного направления пришлась на конец 1980-х – 1990-е годы. На сегодняшний день позиции ее прежних участников стали более взвешенными. Известно, что творчество А. Битова как пограничное явление между двумя эстетическими системами (постмодернистской и «традиционалистской») использовали для аргументации своих точек зрения представители и того, и другого лагеря. На примере взаимоотношений этого писателя с критикой постмодернизма в статье показаны черты сближения «традиционалистского» и постмодернистского дискурсов.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
М.С. Савельева, кандидат филологических наук, доцент кафедры мировой
литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО
(У) МИД России; e-mail: savelyeva.mgimo@gmail.com
ПРИЗНАКИ СБЛИЖЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
«ТРАДИЦИОНАЛИСТСКОЙ» И ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ
ЭСТЕТИКИ (НА ПРИМЕРЕ КРИТИЧЕСКОЙ ДИСКУССИИ
О ТВОРЧЕСТВЕ А. БИТОВА <...> )
Острая дискуссия в российской литературной критике между сторонниками
и противниками постмодернизма как литературного направления
пришлась на конец 1980-х – 1990-е годы. <...> как пограничное явление между двумя эстетическими системами
(постмодернистской и «традиционалистской») использовали для аргументации
своих точек зрения представители и того, и другого лагеря. <...> На примере
взаимоотношений этого писателя с критикой постмодернизма в статье показаны
черты сближения «традиционалистского» и постмодернистского
дискурсов. <...> с литературой и критикой постмодернизма
складывались парадоксальным образом: авторы работ
об этом литературном направлении (М. Липовецкий <...> и др.) считают создателя романа
«Пушкинский дом» одним из основоположников российской ветви
постмодернизма. <...> Сам же писатель в интервью такую связь, как
39
правило, отрицает, полагая, что это направление не привнесло в
литературу ничего принципиально нового: «Для меня… “Евгений
Онегин” … есть первый постмодернистский роман, где есть и автор,
и герой, и (их. <...> Вообще с этой точки
зрения Золотой век весь постмодернистичен, только намного
лучше, чем сейчас»1
. Битов, давно интересовавшийся проблемой
взаимоотношений автора и героя, в этом интервью имел в виду
скорее постмодернистские приемы, а не философскую основу
этого направления в искусстве. <...> Западные
ученые осветили эту проблему раньше отечественных (постепенное
становление теории русского постмодернизма замедлило работу
отечественных критиков и литературоведов). <...> Шпикер
доказывал, что поздний Битов – писатель-постмодернист, снявший
«бинарные оппозиции» между внутренним <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: