Два романа Василия Гроссмана
В статье рассказывается о творческой истории Сталинградской дилогии Гроссмана, о которой уже не мало написано, до сих пор полна загадок и вызывает споры. Так, трудно установить, когда совершился перелом в мировоззрении писателя, определивший общий характер Второй книги- романа "Жизнь и судьба". И был ли это крутой перелом или же философское переосмысление коренных вопросов бытия и новое понимание советской действительности созревало постепенно?
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
Мария ШНЕБРСОН
Два романа Василия Гроссмана
Творческая история Сталинградской дилогии
Гроссмана, о которой уже немало написано, до
сих пор полна загадок и вызывает споры. <...> По словам Семена Липкина, к середине
I960 года писатель завершил работу над романом
"Жизнь и судьба"
1
. О начале работы над ним говорит
Гроссман в письме к Хрущеву (оно отправлено
в 1962 году в связи с тем, что рукопись
"Жизни и судьбы", отданная в "Знамя" два года
назад, в феврале 1961 года была арестована):
"Прошло двенадцать лет с тех пор, как я начал
работать над этой книгой /.../ еще при жизни
Сталина"
2
. В том же письме и еще в другом месте
107
Гроссман указывает, что писал "Жизнь и судьбу"
"около десяти лет"
3
. Следовательно, работа
над Второй книгой началась в 1950 году, еще
тогда, когда шла полная драматизма подготовка к
печати Первой книги - подготовка, растянувшаяся
на три года. <...> Неясно также, когда родился замысел "Жизни и
судьбы", в какой мере он связан с замыслом "За
правое дело". <...> Дух свободы"
утверждается следующее: "...при всех различиях «За
правое дело» и «Жизнь и судьба» /.../ - единое
произведение с общим замыслом, с общими героями"
4 <...> В статье "Мироздание Гроссмана"
он задает вопрос: "...о дн о
. Аналогичной точки зрения придерживается и
это произведение
или дв а разны х произведения? <...> Во вступлении "От издательства"
говорится: "Автор «Жизни и судьбы» и «Все
течет» не имеет ничего общего с тем Василием
Гроссманом, который написал «Степана Кольчугина»
и «За правое дело»"
6
. А в послесловии <...> высказывает иную мысль: "Сталинградская
дилогия - это художественное осознание не
только самых событий, но также их истоков и
вероятных последствий"
7
. И далее оба романа рассматриваются
как целостное произведение. <...> В исследовании Шимона Маркиша "Пример
Гроссмана" также ставится вопрос о соотношении
обеих частей дилогии и приводятся убедительные
аргументы в пользу следующего вывода:
"У
Гроссмана между двумя романами лег кризис
мировоззрения <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: