ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ ИНСТАНЦИИ «ИНОГО»: ТРАНСФОРМАЦИИ ВИЗУАЛЬНЫХ ПРАКТИК
Тема статьи – анализ изменения восприятия феноменальности «иного» в визуальном поле. Основное допущение состоит в том, что «иное» в наибольшей конкретности и очевидности существует в форме сакрального, связанной, в частности, с его представлением в визуальных полях иконописи. Десакрализация действительности ведет к разрушению этих полей, замещая их визуальными репрезентациями, выстроенными на основе прямой перспективы и принципиально отклоняющими онтический статус «иного».
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Десакрализация инстанции «иного» ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
УДК 14.78. <...> Ю.В. Ватолина
Санкт-Петербургский государственный
университет
julija-vatolina@rambler.ru
Тема статьи – анализ изменения восприятия феноменальности «иного» в визуальном поле. <...> Основное
допущение состоит в том, что «иное» в наибольшей конкретности и очевидности существует
в форме сакрального, связанной, в частности, с его представлением в визуальных полях иконописи. <...> Десакрализация действительности ведет к разрушению этих полей, замещая их визуальными
репрезентациями, выстроенными на основе прямой перспективы и принципиально отклоняющими
онтический статус «иного». <...> Не погружаясь в аналитику морфологии
«иного», можно с очевидностью утверждать,
что одной из его весьма архаических
ипостасей является сакральное, в котором
«иное» выступает в своей «превосходящей»,
«выделенной» силе, интенсивИдеи
и идеалы 2(24), т. <...> Однако сегодня
аналитическое обращение к сакральному
осложнено тем, что «наш мир» настаивает
и концептуально, и праксически на десакрализации
действительности, испытывая
при этом или радость освобождения от
его «ига», или ностальгическую печаль от
его ухода из нашей жизни, хотя оба этих
чувства могут и сливаться в весьма амбивалентном
настрое. <...> И что несет в себе
61
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
отказ от сакрального для самого существа
здесь-бытия Я? <...> В своей кажущейся
очевидности оно манифестировалось в
формах разнообразных и странных, зачастую
одновременно и утонченных, и жестоких,
по крайней мере, на взгляд сегодняшнего
новоевропейского человека, и все
же при этом в них сохранялось его непреходящее
и неповторимое существо, хотя и
не всегда опознаваемое. <...> Множественность
форм феноменальности сакрального с неизбежностью
вызывает к жизни и разнообразие
подходов к нему. <...> Здесь и рождается теоретическая необходимость,
избегая «овещненных» объектностей
и субъектностей в толковании феномена
сакрального, сместить исследовательский <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: