ИСТОКИ КОНЦЕПЦИИ КОГНИТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ФИЛОСОФИИ ПЛАТОНА
В статье рассматривается одна из наиболее актуальных и обсуждаемых тем в современной когнитивной науке – проблема происхождения и значение понятия «когнитивное бессознательное», а также истоки этой концепции в философии Платона. Автор приводит взгляды таких философов и психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Килстром, Г. Хант и В.М. Аллахвердов. В статье демонстрируется, что под общим понятием «когнитивное бессознательное» объединяется множество психологических феноменов, подразумевающих возможность неосознаваемой когнитивной деятельности. Также автор проводит аналогии между концепцией когнитивного бессознательного и учением Платона о знании как припоминании (анамнеcис). В античной традиции внутренний мир человека и его процессы идентифицируются с душой. По Платону, деятельность души находится в сфере бессознательного, она же является вместилищем знаний человека. В момент же ее взаимодействия с окружающим миром (извлечения знания) с помощью органов чувств можно говорить о сознательной деятельности. Познание по Платону – это процесс извлечения неосознаваемого знания, находящегося в области бессознательного в область осознаваемого. Сознательное и бессознательное в философии Платона – атрибуты души человека, хранящей знания всех предыдущих реинкарнаций.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР
УДК 165.12
ИСТОКИ КОНЦЕПЦИИ КОГНИТИВНОГО
БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ФИЛОСОФИИ ПЛАТОНА <...> А.В. Катунин
Институт философии РАН,
Москва
alexandrkatunin@gmail.com
В статье рассматривается одна из наиболее актуальных и обсуждаемых тем в современной
когнитивной науке – проблема происхождения и значение понятия «когнитивное бессознательное»,
а также истоки этой концепции в философии Платона. <...> В статье
демонстрируется, что под общим понятием «когнитивное бессознательное» объединяется множество
психологических феноменов, подразумевающих возможность неосознаваемой когнитивной
деятельности. <...> По Платону, деятельность
души находится в сфере бессознательного, она же является вместилищем знаний человека. <...> В момент же ее взаимодействия с окружающим миром (извлечения знания) с помощью органов
чувств можно говорить о сознательной деятельности. <...> Познание по Платону – это процесс извлечения
неосознаваемого знания, находящегося в области бессознательного в область осознаваемого. <...> Сознательное и бессознательное в философии Платона – атрибуты души человека, хранящей
знания всех предыдущих реинкарнаций. <...> Бине, остроумно
заметив, что «мышление это бессознательная
деятельность ума», был абсолютно
прав, так как когнитивное бессознательное
состоит из набора структур и функций;
субъект осознает лишь их результаты. <...> Ребенок не осознает
законов физики и принципов, по которым
летит мячик, но понимает «в действии,
а не в мысли», получая это знание имплицитно
через перцептивную активность, а
не в результате мышления. <...> Среди явлений,
относимых к сфере когнитивного
бессознательного, можно назвать имплицитное
научение, имплицитную память,
подпороговое восприятие, прайминг-эффекты,
автоматичность, экспертное знание,
установку, интуитивные компоненты
мыслительной деятельности» [2, 10]. <...> Проблема соотношения бессознательного
и сознания в античной традиции выступала
в зашифрованном виде <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: