О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ ТОЖДЕСТВА И ПОВТОРА В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Статья посвящена рассмотрению специфики проявления фундаментальных категорий тождества и повтора в музыкальном искусстве. На примере анализа теоретических концепций Б. Асафьева и Е. Ручьевской, а также особенностей организации музыкальной композиции в некоторых направлениях искусства второй половины ХХ столетия автор отмечает различную степень соотношения между данными категориями: от синонимичного совпадения на уровне отдельных компонентов художественной структуры до смыслового масштабного проявления в искусстве, затрагивающего процессы исполнительской интерпретации и восприятия музыки. На основе теоретического анализа автор заключает, что тождество является неким универсальным магистральным принципом мышления, который задает общую направленность в соотнесении элементов целого. Реализация данного направления происходит на разных уровнях той или иной системы посредством повторов. Повторение закрепляет отношения между элементами в новых пространственновременных условиях, соотнося их по принципу тождества, что находит отражение в построении и организации музыкальных произведений. Соответственно, повтор определяется автором как явление, связанное с другим явлением отношением тождества, что оказывается приемлемым для многих систем, в том числе и музыкальных. В статье также отмечается общая тенденция абсолютизации принципа тождества в музыкальном искусстве ХХ века на основе многократного повтора коротких композиционно-логических единиц в минимализме и других направлениях музыки.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
О соотношении понятий тождества и повтора
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
УДК 781.1
О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ ТОЖДЕСТВА
И ПОВТОРА В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ <...> М.И. Глинки
mas-composer@mail.ru
Статья посвящена рассмотрению специфики проявления фундаментальных категорий тождества
и повтора в музыкальном искусстве. <...> , а также особенностей организации музыкальной композиции в некоторых
направлениях искусства второй половины ХХ столетия автор отмечает различную степень соотношения
между данными категориями: от синонимичного совпадения на уровне отдельных компонентов
художественной структуры до смыслового масштабного проявления в искусстве, затрагивающего
процессы исполнительской интерпретации и восприятия музыки. <...> На основе теоретического
анализа автор заключает, что тождество является неким универсальным магистральным
принципом мышления, который задает общую направленность в соотнесении элементов целого. <...> Повторение закрепляет отношения между элементами в новых пространственновременных
условиях, соотнося их по принципу тождества, что находит отражение в построении и
организации музыкальных произведений. <...> Соответственно, повтор определяется автором как явление,
связанное с другим явлением отношением тождества, что оказывается приемлемым для многих систем,
в том числе и музыкальных. <...> В статье также отмечается общая тенденция абсолютизации принципа
тождества в музыкальном искусстве ХХ века на основе многократного повтора коротких композиционно-логических
единиц в минимализме и других направлениях музыки. <...> Ключевые слова: повтор, тождество, музыкальное развитие, восприятие музыки, музыкальная
композиция ХХ века. <...> Разработка категории тождества в рамках
философского опыта, в контексте естественных
наук, математике, логике известны
достаточно хорошо, в то время как в
музыкознании ее применение (даже чисто
терминологически) находило достаточно
ограниченный ракурс возможностей. <...> С точки зрения музыкальной практики <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: