Статья акцентирует внимание работников системы образования на одном из возможных инновационных путей модернизации современного социально-гуманитарного образования. Социологическая наука включена в содержание учебного предмета «Обществознание», поэтому от учителя истории и обществознания требуется профессиональное рассмотрение разнообразных социологических теорий, необходимых для углубления его компетентности в сфере социального познания, для понимания правил коммуникации и важности достижения компромисса на базе общечеловеческих ценностей. Авторы анализируют проекты социального исследования, предложенные российскими, западными представителями феноменологической и постмодернистской социологии. Феноменологическая социология считает главной задачей разработку количественных методов построения социальной теории, обосновывая возможность достоверного описания субъективного опыта индивидов для понимания генезиса общественных структур посредством культурцентристских подходов. Постулируется необходимость применения метода социально-гуманитарной экспертизы для постижения уникальности, ситуативности социального мира. Постмодернизм фиксирует избыточность социокультурного пространства индивидов, включая кризис самоидентификации индивида – отсутствие жестко структурированного монистического социального мира и принципиальную возможность распада собственного «Я» на множество «Я». Этнометодология проводит идею конструируемости всех социокультурных феноменов и исследует неформальные правила разговорного взаимодействия в повседневной жизни индивидов с помощью методов этнографического описания, включенного наблюдения, анализа записанной на пленку речи, разрушения стабильных и упорядоченных ситуаций употребления языка. Индивидуальная человеческая незаменимость, отсутствие четкой демаркации между субъектом и объектом социологического исследования – это исходный методологический принцип этнометодологии. Переориентация истории как развития социальной реальности на историю как одновременное существование равноценных, равнозначных жизненных миров и исследование в социальном познании равноправных теоретических построений, описывающих эти жизненные миры, правила их коммуникации – это характерные черты постмодернистской интеллектуальной практики. Указанными «знаниями-новостями науки» и информацией о новых социальных теориях, взглядах, идеях должен овладеть современный учитель истории и обществознания, понимая, во-первых, то, что социальное познание выступает в роли самопознания индивидом актов творения социального мира, правил интерпретации, упорядочивающих личностно-уникальные стратегии поведения индивидов в ходе коммуникации; во-вторых, что установленный социальный порядок в следующий момент может быть переинтерпретирован и поиск адекватных ценностным ориентациям личности форм самореализации становится обычным состоянием жизни.