ИДЕИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Статья посвящена обсуждению эпистемологических идей русских философов первой половины ХХ столетия (Г. Шпет, П. Флоренский, Р. Якобсон). Опираясь на проблематику «цельного знания», эти философы сумели сформулировать идеи семиотики и структурализма, обогатившие исследовательские традиции социальных и гуманитарных наук. В статье обосновывается тезис о том, что проблематика «цельного знания» имеет широкое методологическое значение и открывает новые культурно-исторические перспективы для современной эпистемологии гуманитарных наук.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Философские науки – 2/2015
ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
В КОНТеКСТе ВРеМеНИ
История философии
и методология науки
ИДеИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧеСКОЙ ЭПИСТеМОЛОГИИ
В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ <...> Б.И. ПРУЖИНИН
Современная эпистемология и философия науки практически во
всех ее вариантах принимает идею социокультурной обусловленности
знания и идею историзма рефлексии «человека познающего» – будь
то самосознание ученого или профессиональная философскометодологическая
рефлексия над наукой. <...> Первое доводит социокультурную относительность познания до трактовки
знания как социальной конструкции. <...> Эта более радикальная
эпистемологическая перспектива разрабатывается в рамках отечественной
версии социальной эпистемологии. <...> Это концепция «конструктивного
реализма» (преодолевающего альтернативу психологизма и
антипсихологизма), дополненная философским анализом новейших
направлений когнитологии и других специальных наук о познании2
,
и культурно-историческая эпистемология, в которой признание культурной
обусловленности «человека познающего» связано с пониманием
культуры как знаково-символического феномена. <...> По своей сути,
оба эти направления являются ответом на вызов популярных сегодня
за рубежом (не только в философии, но и в науках о человеке) эпистемологического
конструктивизма и социального конструкционизма. <...> В
данной статье речь пойдет о культурно-исторической эпистемологии
и ее основаниях в русской эпистемологической традиции. <...> Специфика культурно-исторической эпистемологии связана
с трактовкой познания как культурного феномена, имеющего
экзистенциально-символический смысл для «человека познающего». <...> И именно в этом процессе культурно-историческая эпистемо
120
История философии и методология науки
логия видит основания преемственности, образующей «внутреннюю»
социокультурную обусловленность научного познания, способную
противостоять внешним социокультурным влияниям на науку или,
по крайней <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: