РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Философские науки/2015/№ 4/

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ АНСЕЛЬМА И ДЕКАРТА

Доказательства из «Прослогиона» Ансельма Кентерберийского и «Пятого размышления» Рене Декарта  – самые известные исторические варианты онтологической аргументации в пользу существования Бога. В статье предпринята попытка показать, что, несмотря на специфику философии и терминологии двух авторов, эти доказательства представляют собой один и тот же аргумент.

Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Современный взгляд ОНТОЛОГИЧеСКИЙ АРГУМеНТ АНСеЛЬМА И ДеКАРТА <...> И.В. ЛОЩИЦ Среди всех вариантов онтологической аргументации наиболее известны доказательства, принадлежащие Ансельму и Декарту. <...> Доказательство Ансельма изложено во второй главе трактата «Прослогион», озаглавленной «Что Бог поистине существует». <...> Некоторые рассуждения, проясняющие эту аргументацию, можно найти в ответе на возражения монаха Гаунилона, а также в написанном незадолго до «Прослогиона» трактате «Монологион». <...> По словам Ансельма, для постижения его аргумента следует войти в «комнату ума», «закрыв дверь» и изгнав оттуда все лишнее, кроме самого Бога и того, что помогает его искать2 . В этом указании содер 82 История философии и науки. <...> Рассуждения Ансельма имеют исходным пунктом веру – именно здесь, как утверждается, он находит определение Бога4 в конечном счете возвращается5 , к вере он автор начинает с обращения к христианской совести оппонента – ее он призывает стать мерой истинности доказательства6 . Свой ответ на критику Гаунилон . Все это может дать повод для утверждения, что аргументация Ансельма не выходит за рамки веры, ее начало и итог укоренены в Откровении, и процесс познания истины бытия Бога носит характер скорее религиозной практики, чем философского рассуждения. <...> Ансельм рассматривает свой довод именно как доказательство и претендует на необходимость его вывода не только для верующего, но и для всякого здорового ума. <...> Молитва Ансельма – это просьба к Богу благословить его на это понимание9 , и она не подменяет собой рациональную аргументацию. <...> Поэтому доказательство Ансельма можно рассматривать отдельно от остальных частей «Прослогиона», а замечание о «комнате ума» интерпретировать как еще одно указание на априорный характер unum argumentum. <...> Значит, Бог, которого следует оставить в «комнате ума» – это в данном случае идея или понятие Бога, а то, что помогает его искать – разумная способность человека. <...> Онтологический <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: