ТРОИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ПРОТОИЕРЕЯ СЕРГИЯ БУЛГАКОВА
В статье обосновывается утверждение о том, что троическое богословие протоиерея Сергия Булгакова представляет из себя такую тему, в рамках которой осуществляется разработка большинства проблем, занимающих центральное место в творчестве русского мыслителя. Разрабатывая эту тему, Булгаков демонстрирует возможности продуктивного диалога философии и богословия, истории этих дисциплин и их современного состояния, намечает эвристические перспективы как философского, так и богословского знания.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ФН – 5/2015
Русское интеллектуальное наследие
ТРОИЧеСКОе БОГОСЛОВИе ПРОТОИеРеЯ
СеРГИЯ БУЛГАКОВА <...> В.Н. БЕЛОВ
Творчество выдающегося отечественного философа и богослова
протоиерея Сергия Булгакова, негласного главы парижской богословской
школы, первого декана Свято-Сергиевского богословского института,
привлекало и привлекает внимание многих исследователей. <...> Она имплицитно содержит в себе два теснейшим образом
взаимосвязанных, но все же требующих отдельного рассмотрения
сюжета: учение о Пресвятой Троице и характер богословствования
Булгакова. <...> Прежде всего, остановимся на характере богословствования, или
характере мышления протоиерея Сергия Булгакова. <...> Поэтому либо их количество, либо
их качество, либо и то, и другое может и должно подвергаться критическому
вопрошанию и, соответственно, человеческая мысль в
своем свободном творческом применении способна претендовать и на
догматическое творчество. <...> Другая, прямо противоположная позиция
134
Русское интеллектуальное наследие
исходит из того, что догмы суть непреложные истины, возникшие в
результате напряженного противостояния еретической мысли. <...> Осмелимся предположить, что протоиерей Сергий Булгаков
предлагает третью позицию, в которой взаимодействие догмата и
богословия имеет характер живого, постоянно возобновляющегося
творческого процесса. <...> Сергий Булгаков призывает «отличать
формально-рассудочное и мертвое охранительство от подлинного
хранения Предания»2
. Догматы, формулировавшиеся боговдохновенно,
но усилиями реальных людей, богословов первых восьми веков
христианства, не могут и не должны, по убеждению русского философа
и богослова, быть выведены из-под догматического вопрошания. <...> Живое религиозное сознание, с одной стороны, и пытливое богословие,
с другой, настоятельно требуют догматического творчества, пробуждения
творческой богословской мысли, испытывающей догматы на
их современность. <...> Троическое богословие протоиерея <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: