ПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОНОДУАЛИЗМА В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
В статье, охватывающей традицию славянофильского направления от ранних его представителей (А.С. Хомяков и др.) до философов периода религиозного ренессанса (Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и др.) прослеживаются 1) развитие этикорелигиозных исканий (проблема добра и зла), 2) развертывание гносеологических подходов (от монистического и дуалистического вариантов до антиномического монодуализма), 3) истолкования парадоксальности и трагизма в индивидуальной и общечеловеческой истории. Анализируются историко-философские экскурсы В.В. Зеньковского в спорные вопросы истории познания.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Из истории интеллектуальных поисков
ФН – 8/2015
ПОСЫЛКИ И ПеРСПеКТИВЫ МОНОДУАЛИЗМА
В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ <...> В.В. ЛАЗАРЕВ
Нередко встречающийся еще в наше время «этический интеллектуализм»,
объясняющий наличие зла неведением, сводящий зло
к слабости или ограниченности человеческого ума, к недостатку в
добре, не выдерживает современной критики. <...> Развитие интеллекта,
прогресс знаний и рост просвещения сопровождаются не уменьшением,
а ростом преступности. <...> В.В. Зеньковским можно с еще большим материалом для подтверждений
повторить и теперь: «Современный прогресс открывает такие
тонкие по своей технической стороне возможности зла, какие не
знало прежнее время. <...> Люди просвещенные, образованные не совершают
мелкого воровства, прямого насилия… но тем страшнее, тем
утонченнее формы зла, которыми так богато наше время»1
.
Затруднения в вопросе свободы выбора между добром и злом. <...> «Абсолютное добро и
абсолютное совершенство вне царства Божьего превращает человека
в автомат добра, т.е., в сущности, отрицает нравственную жизнь, ибо
нравственная жизнь невозможна без нашей свободы к добру и злу. <...> Из этого парадокса этика выйти не может»2
.
Бердяев считает, что и само зло может быть определено только антиномически. <...> Антиномизм зла можно уяснить еще и
по-другому: с одной стороны, требуется его безусловное искоренение,
с другой – оно есть также путь, ведущий к добру, к испытанию свободы
духа, путь неустанного внутреннего преодоления дьявольских
искушений. <...> Если же мы будем рассуждать о торжестве добра непременно
в терминах причинности, закономерности, неизбежности или
станем искать поруку окончательной победы добра в рациональных
38
Из истории интеллектуальных поисков
основаниях, то мы опять не выйдем за рамки детерминистской мифологемы
об объективной необходимости наступления царства Божия. <...> Что же касается противоположного этому детерминистскому подходу,
волюнтаристского решения вопроса о борьбе со злом, то ведь и этот <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: