ЦВЕТОВЫЕ ЭПИТЕТЫ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МИХАИЛА БУЛГАКОВА
Исследование мировоззренческой позиции является основным фактором в понимании и трактовке творчества любого писателя. В статье рассматривается эволюция взглядов Михаила Булгакова на революционные события в связи с использованием цветовых эпитетов. Цвет в произведениях Булгакова не только выражает подсознательное эмоциональное восприятие художником происходящего, но и позволяет создать у читателей особое психоэмоциональное состояние. При этом художник, как правило, не ограничивается простыми «предметными» цветовыми эпитетами; семантика цвета большинства его произведений имеет политическую окрашенность. Авторы статьи обращают внимание на сочетание идеологического фактора и психологического воздействия цвета в ранних булгаковских рассказах о Гражданской войне и в романе «Белая гвардия». Уже в них Булгаков отвергает социальные стереотипы и стремится «стать бесстрастно над красными и белыми», а цветовая палитра позволяет в значительной степени высветить особенности миропонимания писателя. В 20—30-х гг. Булгаков рассматривает проблему влияния революции на судьбу России. Этой теме он посвящает повести «Собачье сердце», «Роковые яйца» и пьесу «Багровый остров». И вновь цветовые решения дают возможность понять логику сторонника ВЕЛИКОЙ ЭВОЛЮЦИИ. Сатирическая комедия «Багровый остров» является своего рода апофеозом булгаковской политической цветописи. Многослойное конфликтное поле пьесы представлено текстуальным (четыре акта вставной «пьесы Дымогацкого»), контекстуальным («Пролог» и «Эпилог») и подтекстовым (пародия на «квазимировую революцию») уровнями. Цветовые эпитеты в творческом наследии Булгакова в полной мере отражают эволюцию мировоззрения: трагизм классового противостояния постепенно окрашивается в драматические, иронические и, наконец, фарсовые тона.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Исследование мировоззренческой позиции является основным фактором в понимании и трактовке творчества
любого писателя. <...> Цвет в произведениях Булгакова не только выражает подсознательное эмоциональное восприятие
художником происходящего, но и позволяет создать у читателей особое психоэмоциональное состояние. <...> При этом художник,
как правило, не ограничивается простыми «предметными» цветовыми эпитетами; семантика цвета большинства его
произведений имеет политическую окрашенность. <...> Авторы статьи обращают внимание на сочетание идеологического фактора и
психологического воздействия цвета в ранних булгаковских рассказах о Гражданской войне и в романе «Белая гвардия». <...> Уже в них
Булгаков отвергает социальные стереотипы и стремится «стать бесстрастно над красными и белыми», а цветовая палитра
позволяет в значительной степени высветить особенности миропонимания писателя. <...> Этой теме он посвящает повести «Собачье сердце», «Роковые яйца» и пьесу «Багровый
остров». <...> И вновь цветовые решения дают возможность понять логику сторонника ВЕЛИКОЙ ЭВОЛЮЦИИ. <...> Сатирическая
комедия «Багровый остров» является своего рода апофеозом булгаковской политической цветописи. <...> Многослойное конфликтное
поле пьесы представлено текстуальным (четыре акта вставной «пьесы Дымогацкого»), контекстуальным («Пролог» и
«Эпилог») и подтекстовым (пародия на «квазимировую революцию») уровнями. <...> Цветовые эпитеты в творческом наследии Булгакова
в полной мере отражают эволюцию мировоззрения: трагизм классового противостояния постепенно окрашивается в драматические,
иронические и, наконец, фарсовые тона. <...> Исследование творчества любого писателя
предполагает не только изучение своеобразия
его поэтики, но и осмысление его ценностных
ориентиров. <...> При этом мировоззренческая
составляющая является основополагающей
в понимании и трактовке его творчества. <...> Именно поэтому особенности миропонимания
Михаила Булгакова, его отношение <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: