В статье рассматривается влияние глобализационных процессов на образовательное пространство российской провинции в аспекте преподавания традиционной религиозной культуры. Анализируются факторы, детерминировавшие обращение провинциальных российских регионов к изучению в системе общего образования истории и культуры православия как традиционной и самой массовой религии жителей данных территорий. Изучены последствия проводимой в 1990-е годы государственной политики в сфере образования, в частности упразднения воспитания в школе, ее деидеологизации и деполитизации, и отражение этих изменений на школьном образовании. На примере провинций Центральной России (Брянской, Костромской, Курской, Смоленской и других областей) показаны пути организации изучения традиционной религиозной культуры на рубеже ХХ–ХХI веков в системе общего образования, в т. ч. разработка региональной нормативной правовой базы, организация форм и методов преподавания и др. На основе обширного фактического материала проиллюстрировано расширение практики изучения в российских школах православной культуры. Обоснованы региональные подходы к построению школьного образования, направленные на воссоздание национально-культурного компонента и культурно-исторических традиций и выступающие против негативных последствий глобализации. Существенное внимание в статье уделено анализу развившихся вокруг преподавания учебных курсов православной культуры дискуссий. Автор рассматривает становление в отечественном образовании инновационной дисциплины – комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что расширение практики изучения в российских провинциях традиционной религиозной культуры на рубеже ХХ–ХХI веков явилось попыткой ответить на серьезный вызов современности – вызов глобализации, безотчетное следование которой грозило смешением культур, потерей национальной идентичности, ослаблением воспитательного влияния системы образования на школьников. Таким образом, региональная практика стала платформой, которая помогла признать в конце первого десятилетия ХХI века изучение традиционных религий значимой составляющей духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.