Из воспоминаний советского журналиста
Статья посвящена воспоминаниям советского журналиста. о тайной проблеме коммунизма, которая сводится к основному вопросу человечества, а именно, в какой мере человеческая жизнь доказывает существования Бога, и обратно. Это не только тема секретных разговоров между сохранившимися интеллигентами религиозного склада. но также и многих советских книг, статей, газетах и журналах.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Михаил Берлогин
Из воспоминаний советского журналиста
1
О двух жалостях
Тайная проблема коммунизма сводится к основному вопросу человечества, а
именно, в какой мере человеческая жизнь доказывает существование Бога, и обратно,
существование Бога оправдывает ли существование человека. <...> Это
не только тема секретных разговоров между сохранившимися интеллигентами
религиозного склада, когда они уверены, что за ними не подслушивают,
но также и многих советских книг, речей, статей в газетах и журналах. <...> Правда,
там прямо о Боге не говорится, но смысл всё равно такой, это долгий спор человечества,
начатый греками, подхваченный Гегелем, вульгаризированный Марксом,
спор между верой в Бога и верой в материю и историю. <...> И возможно ли это,
можно ли написать хоть одну строку так, чтобы не почувствовалась фальшь? <...> Можно ли, под личиной
«социалистического реализма», проводить контрабандой свои мысли? <...> .
Эта космологическая база диамата облекалась дальше в подобие жалости к
страдающему человечеству, в сочувствие ко всему живущему и страдающему. <...> Мучила ли нас совесть за то, что, не веря во всю эту механику, мы участвовали
в популяризации ее и получали неплохую построчную плату за сомнительные
статьи? <...> Материализм, строительство заводов,
борьба с эксплуатацией, всё это много сложнее и запутаннее, чем может пока
138
МИХАИЛ БЕРЛОГИН
заться со стороны. <...> Раз, давно, задолго до «социалистического реализма», я рискнул
прямо написать об «управляемом искусстве» и послал статью под таким заглавием
в журнал, который назывался не то «Красные Итоги», не то «Абсолютная
Истина». <...> Я проводил ту мысль, что все великие эпохи, творческие периоды
истории, когда создавался свой художественный стиль, проходили под знаком
коллективизма, а не анархической индивидуальности. <...> И обратно, когда в
XVII I веке начался индивидуализм в жизни и в искусстве, секрет монументального
стиля начал теряться и к X X Беку окончательно исчез. <...> Для великого
творчества <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: