Социализация у старообрядцев: механизмы и средства
Известные мне исследования современных старообрядцев Южного Алтая (Е.С. Данилко), Забайкалья (Ф.Ф. Болонев, Н.Н. Жукова), Орегона (США) (Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки: сб. науч. трудов), Нижнего Поволжья (Я.С. Гринченко), Хабаровского края (Д.Т.Зайцев,Н.И.Рябинина),Урало-Поволжья (А.П. Веселова) свидетельствуют о том, что механизмы и средства социализации у старообрядцев в разных ареалах их проживания имеют много общего и в целом могут рассма- Социализация триваться как проявления устойчивой суб- у старообрядцев: культуры.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Известные мне исследования современных
старообрядцев Южного Алтая (Е.С. Данилко),
Забайкалья (Ф.Ф. Болонев, Н.Н. Жукова),
Орегона (США) (Традиционная духовная
и материальная культура русских старообрядческих
поселений в странах Европы, Азии
и Америки: сб. науч. трудов), Нижнего Поволжья
(Я.С. Гринченко), Хабаровского края
(Д.Т. Зайцев, Н.И. Рябинина), Урало-Поволжья
(А.П. Веселова) свидетельствуют о том, что
механизмы и средства социализации у старообрядцев
в разных ареалах их проживания
имеют много общего и в целом могут рассматриваться
как проявления устойчивой субкультуры. <...> Имеются в виду психологические
механизмы социализации: импритинг, подражание,
идентификация, экзистенциальный
нажим, а также выделенные мною социальнопедагогические
механизмы: традиционный
(через семью и ближайшее социальное окружение),
стилизованный (через субкультуры),
институциональный (через институты и организации
общества и государства), межличностный
(через взаимодействие со значимыми
лицами) и выявленный В.А. Плешаковым механизм
киберсоциализации, основным транслятором
которого является Интернет. <...> Материалы исследований современных старообрядческих
общин позволяют предполагать,
что, во-первых, основными социальнопедагогическими
механизмами социализации
старообрядцев являются традиционный и межличностный
(непротиворечиво встроенный
в традиционный); а во-вторых, стилизованный
механизм, исторически синкретичный
с традиционным, в последние десятилетия
обособляется и становится специфичным для
молодых старообрядцев. <...> Что же до институционального
механизма, то он если и действует,
то весьма ограниченно, оказывая знаниевоинструментальное
влияние, ибо школа
и какие-либо другие организации (хозяйствующие
субъекты и пр.), с которыми имеют дело
старообрядцы, в ценностном аспекте для них
нереферентны. <...> Традиционный механизм социализации приводит
к усвоению человеком норм, эталонов
поведения, взглядов, стереотипов <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: