В. Г. РАСПУТИН И Л. Н. ТОЛСТОЙ («ПОСЛЕДНИЙ CРОК» И «СМЕРТЬ ИВАНА ИЛЬИЧА»)
В статье проводятся параллели между повестью Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» и повестью В. Г. Распутина «Последний срок». Отмечается одинаковое значение символики и притчевости, мотива «господина» и «слуги», мотива своеобразного «двойничества» и т.д. для обоих произведений. В русле философско-мифопоэтической традиции рассмотрена метафизика смерти и жизни у Толстого и Распутина.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ТОЛСТОЙ
(«ПОСЛЕДНИЙ CРОК»
И «СМЕРТЬ ИВАНА ИЛЬИЧА»)
В статье проводятся параллели между повестью Л. <...> Отмечается одинаковое значение символики и притчевости,
мотива «господина» и «слуги», мотива своеобразного
«двойничества» и т.д. для обоих произведений. <...> В русле философско-мифопоэтической
традиции рассмотрена метафизика
смерти и жизни у Толстого и Распутина. <...> Tolstoy’s long story ‘The Death of Ivan
Ilyich’ and V.G. <...> The same meanings
of symbolism and parable-like features, the motif of “the master”
and “servant”, the motif of a peculiar “double-like similarity”, etc. in both
works are made note of. <...> The metaphysics of life and death in Tolstoy’s
and Rasputin’s works is considered in keeping with the philosophicalmythopoetic
tradition. <...> Tolstoy, V.G.Rasputin, symbolism and parable philosophy
of death and life. <...> Подобная
антиномия выступает одной из основ внутренней реальности
«Смерти Ивана Ильича», где полному непониманию смысла кончины
протагониста со стороны представителей его же среды (за исключением
маленького сына, несколько гадательно полагает умирающий) противостоит
мужицкое сочувствие и участие, в полной мере олицетворяемое
и символизируемое лакеем Герасимом:
«Для испражнений его <Ивана Ильича – С. <...> Помощь Герасима Ивану Ильичу, в отличие от помощи кого-то другого, не вызывает у протагониста отрицательных впечатлений. <...> продолжает и развивает в новых условиях традиции классического русского реализма, а также «нового реализма» XX в., близкого модернизму с его вниманием к жизни сознания, описывая сходную c толстовской ситуацию2. <...> Внутренний сосредоточен на жизни сознания протагониста, его восприятии мира. <...> Однако «госпожой», «хозяйкой» по отношению к свои детям в известной мере является старуха Анна. <...> Сама же Анна по отношению к своим родителям такой «ведóмости» ими не ощущает. <...> Даже те дети старухи Анны, которые стали городскими (Люся, Илья), все же в основном сохраняют исконные крестьянские <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: