РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Актуальные проблемы современной науки/2012/№ 5/

Поэзия бессонницы в тексте ночи

Тема бессонницы в произведениях русских поэтов.

Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Актуальные проблемы современной науки, 5, 2012 Филологические науки Литературоведение Русская литература Федорчук И.В., доктор филологических наук, доцент Щецинского университета (Польша) «ПОЭЗИЯ БЕССОННИЦЫ» В ТЕКСТЕ НОЧИ Смысл, который вобрало в себя понятие «бессонница», наличествовал в культуре с древнейших времен, однако в некую оформившуюся парадигму художественного мышления он превращается лишь в эпоху сентиментализма. <...> Это стало возможным, когда начинает складываться новая парадигма «человек – мир – я человека». <...> Новый тип размышления связывался с попыткой фиксации непосредственного потока мыслей и эмоций, вызываемых состоянием бессонницы. <...> Творцы «нового стиля» сознательно «отключив» бодрствующее сознание, «впустили» в него стихию иррационального. <...> Постепенно, однако, хаос сгущался, в ночной стихии чувствовалось дыхание не столько жизни, сколько смерти. <...> Ночь у Юнга – это время истинной жизни души, идущей по собственным законам. <...> Наряду с юнгианской традицией в европейской литературе немецкий романтизм создал свою, соединив обновленное представление о человеке как микрокосме, с поэзией ночи. <...> Сочетание русской юнгианской традиции с немецкой метафизической романтикой явилось той почвой, на которой выросла романтическая «поэзия ночи» в России. <...> В русской литературе юнгианские мотивы встречаются в философских одах Г. Державина. <...> Тема бессонницы возникает как прямая элегическая тема, становясь одной из констант медитативной элегии. <...> Причем романтики проявляли повышенный интерес именно к явлениям, которые тогда обозначались как изнаночная «ночная сторона» души. <...> Ночью «бессознательное» брало верх, поэт приобщался к стихии истинного бытия, открывал бездны мира, как нечто «производное» безднам собственной души. <...> Если у Пушкина ощутим эмоционально-волевой порыв творчески преодолеть энтропию ночи, отстоять в этой борьбе между я и не я себя перед темным хаосом, то у Ф. Тютчева <...> в Бессоннице <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: