Актуальность заявленной темы вызвана прежде всего необходимостью овладения знаниями и практическими умениями в области чтения и письма студентами-гуманитариями. При этом исследователи и преподаватели основное внимание уделяют главным образом академическим жанрам статьи (научная, научно-популярная, энциклопедическая), рецензии, аннотации, реферату, академическому эссе, курсовой и квалификационной работе. Между тем литературнохудожественное эссе как жанр учебной работы в высшей школе в настоящее время проигнорирован. Однако ему принадлежит огромная роль в гуманитарной мысли и искусстве XVIII–ХХI вв. Жанр литературно-художественного эссе имеет большой потенциал в формировании «мирового сообщества» и «человека в целом», обладает уникальной способностью соединять «разных людей, разные наднациональные культуры, разные века», раскрывает творческий потенциал студента, способствует формированию понимания миссии чтения и письма, совершенствованию «нестандартного» письма, освоению политических, социальных, межкультурных, коммуникативных, профессиональных компетенций, выработке личных творческих алгоритмов. В статье обозначены жанровые границы и «внутренний потенциал» данного типа эссе, оговорена магистральная европейская, американская и русскоязычная линии жанра в качестве информационного и стратегического (дидактического) источника, предложена система практических вопросов и заданий по эссе Ш. Абдуллаева «Поэзия и местность» с точки зрения типа эссе, объекта и предмета авторефлексии, поэтики и научной рецепции. Представленный материал был апробирован на занятиях по дисциплине «История русской литературы XX в.» на филологическом факультете («Педагогическое образование», бакалавриат, профиль «Русский язык и литература», 4 курс).