РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки/2008/№ 1/

Сознание и деятельность в свете постклассической интерпретации социальности

Исследована категория социальности, которая рассмотрена через призму постклассического трактования сознания и деятельности. Методологической базой работы послужили идеи отечественных философов и психологов: А. В. Брушлинского, В. В. Давыдова, Ю. В. Громыко, В. С. Библера, В. А. Лекторского и В. Е. Кемерова. Сделан вывод об определяющей роли категории субъекта и субъектных взаимоотношений.

Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
С. В. Сушков СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СВЕТЕ ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОЦИАЛЬНОСТИ Исследована категория социальности, которая рассмотрена через призму постклассического трактования сознания и деятельности. <...> Методологической базой работы послужили идеи отечественных философов и психологов: <...> Сделан вывод об определяющей роли категории субъекта и субъект-субъектных взаимоотношений. <...> Агрессивное методологическое вмешательство теории деятельности в социальные процессы породило универсалистические настроения. <...> В качестве универсальной социальной категории деятельность предстала в работах не только философов-марксистов (М. С. Каган, В. П. Иванов, В. П. Ярышкин, <...> Ахиллесовой пятой большинства вышеперечисленных философов является трактование социальности только как доминанты общества, без учета всех уровней взаимодействия общественного и индивидуального, особенно при пренебрежении последним. <...> В итоге, например, такой существенной категории, как личность, предназначается только пассивная роль объекта. <...> За последние десятилетия в теории деятельности произошел ряд «прорывов», ценность которых еще до конца не осмыслена. <...> Идеи, предложенные ими, позволяют отойти от классической интерпретации вопросов деятельности, сознания и социальности и сформировать новую (постклассическую) картину социальности. <...> Каждый человек, выходя за пределы уже достигнутого уровня культуры, развивая ее далее, делает это, опираясь на уже достигнутую базу. <...> Таким образом, любой человеческий индивид не менее социален, чем группа или коллектив. <...> В этой связи представляются интересными исследования становления «внутреннего мира», предпринятые английским психологом Р. <...> Харре показывает, что традиционное противопоставление субъективного и объективного вообще (и в психологии в частности) сейчас теряет свой смысл. <...> Однако существование «внутреннего мира» необыкновенно важно для понятия культуры. <...> Активно применяя <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: