В статье проводится обзор основных дискурсивных практик (языковых, религиозных, юридических, научных, искусствоведческих и т. д.), в которых проявляет себя феномен безумия. Автор анализирует семантическое поле концептуальной сферы безумия, его историческое осмысление, что требует комплексного культурологического исследования данной проблемы. Феномен «безумие» рассматривается как полидискурсивное понятие, использующееся в различных сферах общественной жизни и научной практики (в лингвистическом, философском, литературоведческом, медицинском, психологическом, религиоведческом и иных аспектах). Приводится обзор основных культурфилософских концепций, в русле которых формировалась научная теория безумия (фрейдизма, фрейдомарксизма, структурализма, психоанализа, шизоанализа), которая во многом формировала вектор художественных исканий в современном искусстве.