РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки/2012/№ 1/

Речевое поведение личности: технологический аспект описания

Статья посвящена описанию имеющего место в различных социокультурных ситуациях несоответствия внутреннего состояния личности и предъявляемого речевого поведения, а также динамики речевого поведения личности, направленной на изменение ее образа и осуществляемой с помощью специальных речеповеденческих технологий.

Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Статья посвящена описанию имеющего место в различных социокультурных ситуациях несоответствия внутреннего состояния личности и предъявляемого речевого поведения, а также динамики речевого поведения личности, направленной на изменение ее образа и осуществляемой с помощью специальных речеповеденческих технологий. <...> Приспособление личности к обществу, среде, внешним условиям обычно обозначается номинациями такого типа, как «играть», «разыгрывать что-то», «маскироваться», «устроить театр», «притворяться», «прикидываться», «рисоваться» «делать/принять вид», «играть роль», «перекрасить шкурку», «поменять шкуру», «казаться кем-то/каким-то», «рисоваться», «вести игру», «напустить на себя что-то», «перегримироваться», «играть/ломать комедию», «изображать из себя что-то/кого-то», «носить маску», «принять облик», «разыгрывать комедию/представление», «строить из себя кого-то/что-то», «употребить дипломатию» и т.п. <...> Мимикрия (англ. mimicry – подражательность) – полезное для жизни явление сходства по цвету или по форме некоторых животных или растений (или отдельных органов растений) с другими животными, растениями или же с предметами окружающей природы. <...> Представленный выше перечень слов (играть, притворяться, маскироваться и пр.) и словосочетаний, одним из компонентов которых являются слова «театр», «комедия», «роль», «маска» и пр., со всей очевидностью показывает, что театральная, игровая метафора пронизывает все жизненное пространство личности: весь мир театр, и все мы в нем актеры. <...> Поскольку человеческая жизнедеятельность осуществляется в условиях общения, то, соответственно, и общение сопровождается элементами игры и театра, ведущим атрибутом которого является маска, сама, в свою очередь, являющаяся эмблематическим изображением театрального искусства в целом. <...> Описывая маску под таким углом зрения, мы в теоретический аппарат нашего исследования ввели термины «роль-маска» и «образ-маска». <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: