В природе ксенофобии лежит естественный страх перед неизвестным, как правило, в условиях информационной изоляции больших и малых социальных групп среди не знающих чужих обычаев и традиций людей. Так возникает мнение о варварских нравах этих «чужих», иногда искусственно распространяются недостоверные слухи. Есть предположение о существующей практике намеренного культивирования ксенофобии как проверенного метода управления группой лиц (масштаб и ситуации могут варьироваться причудливым образом). Принцип – объединение общей идеей (создание «образа врага», разжигание ненависти ксенофобии по отношению к кому-либо) ради достижения своих иногда внешне неочевидных целей. Возможна и неосознанная трансляция чувства от одного поколения другому, что может закрепляться в устных и письменных источниках, например, устном народном творчестве, мифах, священных книгах и пр. Очень часто ксенофобия является причиной агрессивного национализма и экстремизма в современном обществе, в том числе и российском. Она провоцирует и усиливает социальную напряженность, служит мощным фактором роста насилия и преступности. В настоящее время ксенофобия в российском обществе приобрела характер явной угрозы личности, обществу и государству, хотя до недавнего времени отсутствовало осознание ксенофобии и этнической нетерпимости как существенных факторов, угрожающих стабильному социально-политическому развитию страны. Не сформирован общественный консенсус по поводу основных направлений и конкретных мер, которые позволили бы преодолеть порождаемые ксенофобией угрозы, и отсутствуют системные исследования причин этого явления. Выбор объектов ненависти крайне разнообразен. Есть люди и социальные группы, которые не любят русских, африканцев, азербайджанцев, другие – евреев или американцев. По данным российского социолога Льва Гудкова, в нашей стране вероятность ксенофобских конфликтов составляет 75–80 %. Таким образом, среднестатистический ксенофоб может избирать в качестве объекта приложения своей ненависти и «черных», и евреев, и китайцев, и перуанцев, представителей иной субкультуры, сексуального меньшинства. Ему достаточно только одного факта, что перед ним чужой (инакомыслящий). В данной статье автор рассматривает социально-психологические аспекты ксенофобии и ее проявлений в контексте философской рефлексии.