Предметом исследования статьи является патриотизм как ценность и норма гражданской этики, его содержание, основания и функции, а также те трансформации патриотизма, которые произошли в последние два-три десятилетия. Предпринимается попытка объяснить, почему в советском обществе патриотизм являлся одной из фундаментальных ценностей государственной идеологии и общественного сознания, в то время как сейчас национальная лояльность и патриотизм нередко объявляются либо устаревшими, либо иррациональными, либо же неприемлемыми с моральной точки зрения позициями. Опираясь на работы З. Баумана, Й. Изензее, Г. Крингса, А. Лейста, А.С. Панарина, Ю. Хабермаса и др., автор показывает, что современное демократическое общество невозможно как вне конкретного правового государства, так и без лояльности к нему и социальной ответственности его граждан. Рассматриваются два подхода к обоснованию патриотизма: культурноонтологический и индивидуально-онтологический, а также три способа обоснования патриотизма, которые А. Лейст различает в рамках индивидуалистической альтернативы: либеральный патриотизм, ценностный патриотизм и партикулярный патриотизм.