Нейрошовинизм подразумевает, что активность нейронов головного мозга — это необходимое условие сознания. Функционализм отходит от исторического спора о субстанции мышления, система обладает сознанием, если она способна к выполнению набора когнитивных функций и ее внутренние состояния связаны между собой так, как в парадигмальных системах, обладающих сознанием. Критика функционализма строится на том, что можно вообразить системы, обладающие полным набором когнитивных функций, но не способные к переживанию квалий. Защита функционализма может исходить из того, что такие системы не будут тождественны мозгу на микрофункциональном уровне и, значит, у критиков нет даже воображаемого примера систем, функционально тождественных человеку. Показано, что такая защита ведет к опровержению центрального для функционализма тезиса о множественной реализации и, как следствие, к нейрошовинизму.