Особенности социальной идентичности преподавателей и студентов вуза как коллективного субъекта труда
Рассмотрены концептуальные психоаналитические и гуманистические подходы к исследованию идентичности и процессов идентификации субъектов социально-психологического взаимодействия. Дан анализ результатов исследования особенностей норм социализации студентов и преподавателей вуза.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
В.В.Гребнева, Белгородский государственный национальный университет ОСОБЕННОСТИ
СОЦИАЛЬНОЙ
ИДЕТИЧНОСТИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
И СТУДЕНТОВ ВУЗА
КАК КОЛЛЕКТИВНОГО
СУБЪЕКТА
ТРУДА
исследование идентичности и процессов идентификации субъектов социально-психологического взаимодействия, основанных на человеческих ценностях, нуждается в адекватных подходах. <...> процессы идентификации, лежащие в основе становления социальной идентичности, рассматри42 ваются как самое раннее проявление эмоциональной связи с другим лицом [2]. опыт ранней идентификации накладывает отпечаток на дальнейшие процессы социализации человека, его идентичность. <...> Эриксон использовал термин «идентичность» в разнообразных смыслах. в одном случае он относит данное понятие к сознательному чувству уникальности индивида, в другом – к бессознательному стремлению к непрерывности жизненного опыта, в третьем – к солидаризации с идеалами группы [6]. взгляды Эриксона на природу идентичности нам особенно интересны, так как он подвергает анализу идентичность в структуре Я человека в период юношества, в котором находятся студенты, составляющие наряду с преподавателями вуза коллективный субъект труда. <...> По
мнению Юнга, социум ожидает от
каждого человека, что тот как можно
лучше будет играть отведенную ему
(обществом, семьей, коллективом,
группой) роль [8].
в гуманистической психологии
социальной идентичности противопоставляется
самоидентичность,
обладающая личностными диспозициями
как объяснением отдельного
человека [3], стремлением к
актуализации своего Я [5], нонконформизмом <...> [1] и др. однако суть
данного противопоставления заключается
не в игнорировании социальной
идентификации, а лишь в
смещении вектора анализа с внешнего
(социального) на внутренний
мир человека. <...> Для социальной
среды (общества, коллектива) это
функция включения человека в систему
социальных взаимосвязей,
социальных отношений.
кроме того, рассматривая эмпирические <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: