Теневая личность в политике и культуре: коллизии тайной власти
Опровергается мнение о том, что "тень" является исключительно визуальным свойством физического мира. Утверждается, что она незримо присуща и личности самого человека, а многообразие ликов "тени" генерируется динамикой, масштабом и многообразием общественных отношений, в которых сам человек деятельно участвует.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
УГОЛ ЗРЕНИЯ
УДК 159.923 +316.462 +316.6 Ю. А. Ермаков ТЕНЕВАЯ ЛИЧНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ:
КОЛЛИЗИИ ТАЙНОЙ ВЛАСТИ
В статье опровергается расхожее мнение о том, что «тень» является исключительно
визуальным свойством физического мира. <...> Утверждается, что она незримо
присуща и личности самого человека, а многообразие ликов «тени» генерируется
динамикой, масштабом и многообразием общественных отношений,
в которых сам человек деятельно участвует. <...> Ключевые слова: человек, тень, Другой, homo consumens, рыночный индивид, гомо советикус, генерализация тени, деформация и обновление личности. <...> Как физическое явление она для нас
привычна, и мы вспоминаем о ней подчас лишь в метафорах: «царство теней»,
«теневая экономика», «теневая политика», имея в виду нечто неясное, зыбкое,
нетранспарентное. <...> Между тем метафора тени обозначает не только смутные образы и визуальные
отношения между человеком и внешним миром. <...> В мировой культуре и
искусстве этот метафорический образ выполняет множество функций, важнейшая
из которых исследовательская, познавательная, позволяющая раскрыть
многообразие невидимого мира, окружающего человека и подчас управляющего
его сознанием и поведением. <...> Знаменитые метафорические образы «тени отца»,
сопровождающей всюду шекспировского Гамлета, а также «тень» в одноименной
сказке Г. Х. Андерсена уже раскрывают нам не только нецелостность,
раздвоенность человеческой личности, но и угрожающий и даже враждебный
по отношению к человеку характер его тени. <...> она в лице черного человека повсюду преследует
Моцарта («как тень он гонится»), напоминая ему о взятом обязательстве
написать «Реквием». <...> Однако из пушкинского текста становится очевидно, что
преследующий Моцарта черный человек выполняет и функцию пророческого
предчувствия неминуемой гибели главного героя, поскольку сочиненная им музыка
становится в конце концов траурной мелодией по самому себе. <...> При этом «черный человек» не воспринимается
как галлюцинация <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: