Ускользающая красота головоломок
Анализируются поэтика задач и риторика решений, указанных в качестве концептуальной основы культуры досуга. Сравниваются различные стратегии интеллектуальных развлечений, принадлежащие Сэмюэлю Лойду и Генри Эрнесту Дьюдени, авторам, сформировавшим современный взгляд на это явление.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
6162
Так что не спрашивай, любезный читатель, по ком
звенит колокольчик Балабона1
. Мартин Гарднер
Статья посвящена анализу поэтики задач и риторики решений, указанных в качестве
концептуальной основы культуры интеллектуального досуга или, другими
словами, «каникул разума» (Г. К. Честертон). <...> Сравниваются различные стратегии
интеллектуальных развлечений, принадлежащие Сэму Лойду и Генри Э. <...> В самом словосочетании «культура интеллектуального досуга» каждое из
слов, стоящих по краям, в известном смысле конфликтует со словом, расположенном
в центре. <...> Ускользающая красота головоломок
199 радикальная позиция, совсем отказывающая разуму в творческом начале, а потому
и не усматривающая в интеллектуальности никакого показателя человеческой
ценности, чаще всего случается лишь в поспешных полемических выпадах,
в необдуманных попытках занять и выразить ригористическую точку
зрения там, где стоит быть внимательнее и осторожнее. <...> Такие работы целиком принадлежат
истории науки и, несмотря на довольно броские названия, имеют
отношение к интеллектуальным забавам не большее, чем любая другая форма
интереса к знаниям в те далекие времена. <...> Ускользающая красота головоломок
201 в отвлечении от материи, бэлщт) и ноэтически» (Прокл) [43, 141], самая серьезная наука рождается именно из увлечений. <...> Но он же и пионер фотографического искусства, и искусный изобретатель и фокусник, и любопытный логик [31], и, что особенно
важно для нас здесь, автор великолепных, ставших классическими образцами,
головоломок и парадоксов [3010
]. <...> А еще мы воспользуемся образной и удивительно
точной характеристикой, которую Гилберт Кийт Честертон дал творчеству
Кэрролла, нарекая его «каникулами разума» («mental holiday») [33, 232240], и поспешим экстраполировать эту своеобразную оценку на все возможные
форматы интеллектуального досуга, тем самым уточняя концептуальные
особенности рассматриваемой субкультуры. <...> 202 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ДОСУГ
такого внимания <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: