Заметки о точных и неточных методах и жанрах литературоведения
Рассматривается совмещение в литературоведении объективности и субъективной оценочности в контексте проблем литературного образования. Автор считает, что задачей литературного образования может стать освоение не столько основ научных дисциплин, сколько навыков речи и письма о литературе в разных жанрах.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
О точности методов и жанров литературоведения
УДК 82-1/9 + 82:001.8 + 82(07) 233 А. В. Маркин ЗАМЕТКИ О ТОЧНЫХ И НЕТОЧНЫХ МЕТОДАХ И ЖАНРАХ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
Рассматривается совмещение в литературоведении объективности и субъективной
оценочности в контексте проблем литературного образования. <...> Образ литературоведения
как системы научных дисциплин предлагается дополнить его представлением
в качестве комплекса жанров, имеющих различное происхождение и тяготеющих
либо к науке, либо к искусству. <...> Задачей литературного образования может
стать освоение не столько основ научных дисциплин, сколько навыков речи и письма
о литературе в разных жанрах, в том числе тех, которые обладают реальной
социальной ценностью, но исключены из его программы, поскольку не имеют научного
статуса. <...> Ключевые слова: жанры литературоведения; историческая поэтика; классика;
литературное образование; литературоведение; методика преподавания литературы;
точные методы в литературоведении. <...> Вероятно, интерпретация зависит
от многих субъективных факторов, от того, как исследователь формирует контекст,
в котором рассматривает то или иное произведение. <...> Что, дескать, это за наука такая,
фундаментом которой являются субъективные, неверифицируемые суждения,
в которой убедительность почти всегда тождественна доказательности. <...> Недопустимость смешения науки с критикой и литературной
Маркин А. В., 2012 234 МЕЖДУ ГАРМОНИЕЙ И АЛГЕБРОЙ
эссеистикой, сколь угодно проницательной и блестящей, кажется самоочевидной. <...> Безупречно выполненные исследования
русского литературного салона начала XIX в., или функционирования современной
литературной премии, или психологического механизма, обусловившего
появление того или иного ряда образов в прозе Пруста, или пушкинских
галлицизмов это история, социология, психология, лингвистика, а вовсе не
литературоведение. <...> Один
из них претендует на строгую научность и связан с широким и демонстративным
использованием <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: