РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. «Гуманитарные науки»/2012/№ 1/

Лжет ли художественный текст?

Статья посвящена определению понятия фикциональности художественного текста. Автор исследует формы проявления оппозиции "фикциональность - реальность" в текстах русских волшебных сказок, а также проблемы референциальной специфики художественного текста.

Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Исследуются формы проявления оппозиции «фикциональность реальность (действительность)» в тексте волшебной литературной сказки, а также проблемы референциальной специфики художественного текста и верификации высказываний о фикциональном мире. <...> Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, зависит прежде всего от того, как исследователь определяет, во-первых, доминанту художественного текста; во-вторых, референциальную специфику высказываний, актуализированных в художественном тексте; в-третьих, способы верификации истинности/ложности этих высказываний. <...> Доминантой художественного текста как сложного многоуровневого речевого произведения, в котором вымышленные миры обретают свою материальную форму, является, по нашему мнению, фикциональность, определяющая реализацию и языковую экспликацию остальных признаков. <...> В качестве деятельности сознания она высвобождает энергию источников нашего воображения, одновременно придавая им нужную в плане применения форму…» [Изер, <...> Фикциональность представляет собой связующее звено между воображением как разновидностью деятельности нашего сознания и способами репрезентации результатов этой деятельности, способами их введения в объективную реальность. <...> В рамках оппозиции «фикциональность фактуальность» определяются границы между художественными и нехудожественными текстами и языковые средства манифестации вымышленности текста, те сигналы, благодаря которым читатель готов воспринимать произведение как литературное. <...> Оппозиция «фикциональность реальность (действительность)» позволяет изучать формы мимесиса и способность художественного текста к репре Клейменова В. Ю., 2012 В. Ю. Клейменова. <...> В статье рассматриваются формы проявления второй оппозиции в тексте волшебной литературной сказки. <...> Явленная в художественном тексте модель фикционального мира онтологически и эпистемологически основана на модели реально существующего <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: