Кондукт как жанр мелической поэзии XII-XIV вв.: историография
В предлагаемой статье дается историографический обзор исследований кондукта как жанра мелической поэзии и западноевропейской средневековой музыки XII-XIV веков.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
: ИСТОРИОГРАФИЯ
Дается историографический обзор исследований, посвященных кондукту жанру
мелической поэзии XIIXIV вв. <...> Не все представляющие данную эпоху жанры исследованы
в равной мере, поэтому вполне понятен интерес к тем из них, которые до сих пор
не попадали в поле зрения отечественных медиевистов (кантига, органум, мотет,
секвенция и др). <...> В предлагаемой статье дается историографический обзор исследований
кондукта как жанра мелической поэзии XIIXIV вв. <...> Говоря о первых кондуктах, ученые чаще всего цитируют английского музыковеда
Джанет Кнэпп, автора одной из первых значимых работ, посвященных
анализу рассматриваемого жанра. <...> Кнэпп, слово
кондукт появилось в середине XII века (около 1140 года) в рукописи E-Mn 2891 , в которую вошло девять композиций, обозначенных словом
conductus»2. <...> Их функциональная роль определялась прежде всего тем, чтобы 1 Список манускриптов, содержащих кондукты, а также принятые сокращения см. в предисловии
к работе [The conductus collections
, p. <...> 2 Этимология термина (от лат. conduco стягивать, сводить, сопровождать) связывается с техникой
многоголосной композиции либо с функционированием этого жанра в церковной практике: изначально
исполнение кондуктов сопровождало священнослужителя к месту чтения священных текстов. <...> Так, например, кондукт
«Resonet, intonet» («Звучит, гремит») заканчивался призывом к молящимся подготовиться к чтению Священного Писания:
Munda sit, pura sit hec ergo concio, Audiat, sentiat quid dicat lectio3 . <...> Кнэпп высказывает предположение о том, что «подобные произведения
пелись, в то время как священная книга переносилась к месту чтения» [Knapp, <...> Около 1275 г. Иероним Моравский (Hieronymus de Moravia), музыкальный теоретик XIII в., создает трактат «О музыке» («De musica») [см. <...> 26) крупные интерполяции, посвященные многоголосию: анонимный трактат «Общеизвестные сведения о дисканте» («Discantus
positio vulgaris»), трактат «О размеренной музыке» («De musica mensurabili») Иоанна де Гарландии (Johannes de Garlandia), а также «Техника размеренного распева» («Ars cantus mensurabilis <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: