Лекционный цикл О. Хаксли "Человеческая ситуация" как идейное обоснование его позднего творчества
Автор анализирует лекционный цикл "Человеческая ситуация" английского писателя Олдоса Хаксли в качестве философского обоснования системы ценностей позднего творчества писателя, для которого высшей ценностью стал синтез разных образов мира.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
«ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ
СИТУАЦИЯ» КАК ИДЕЙНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ЕГО ПОЗДНЕГО ТВОРЧЕСТВА
Анализируется лекционный цикл О. Хаксли <...> «Человеческая ситуация» (1959) в качестве
философского обоснования системы ценностей позднего творчества писателя,
для которого высшей ценностью стал синтез разных образов мира, отсюда
определяющая содержание «Человеческой ситуации» базовая метафора «строительства
мостов». <...> Лекционный цикл Хаксли рассматривается через призму выстраивания
Хаксли «мостов» между дихотомическими полюсами на разных уровнях: «позитивное»
знание гуманитарное знание, оценивающее бытие с точки зрения «человеческой
ситуации»; научное знание чувственный опыт; предопределенность
свобода выбора; жизнь частная жизнь историческая; и др. <...> Творчество Хаксли безусловно «идеологично», образная система его произведений
подчинена задачам выражения взглядов писателя. <...> Таким ключом к раннему творчеству Хаксли можно
считать его «Смеющегося Пилата» (1926), «Делай, что хочешь» (1929), «Вордсворта в тропиках» (1929), где находит идейное оформление занятая Хаксли
1920-х гг. позиция «абсолютного сомнения». <...> Поздний Хаксли с его идеалом
синтеза разных начал, подходов, видений мира непосредственно в форме
теоретических выкладок изложил свою концепцию «спасения человечества»,
к которой пришел к концу жизни, в своем лекционном цикле
«Человеческая ситуация» (1959), прочитанном студентам Калифорнийского
университета в городе Санта-Барбара; художественное воплощение эта концепция
нашла в его утопическом романе «Остров» (1962). <...> Фактически в конце творческого пути Хаксли произошло возвращение к началу,
только на качественно ином уровне: от бесконечного множества равноправных
взглядов на мир, жизненных философий, идей и ценностей, объединенных
позицией авторского абсолютного сомнения, через выход
к определенному кругу ценностей как истинных и соответственно разрушение
полифонического художественного мира к идее <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: