Образы матерей в византийской агиографии
На материале византийской агиографической литературы VIII-XII вв. рассматриваются образы матери святого и матери, удостоенной причисления к лику святых.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
+ 27-36 + 82-94 И. С. Охлупина
ОБРАЗЫ МАТЕРЕЙ В ВИЗАНТИЙСКОЙ АГИОГРАФИИ*
На материалах агиографических сочинений средневизантийского периода рассматриваются
образы византийских матерей, связанные со святым человеком,
прославляемым в житии, и матерей, удостоенных причисления к лику святых. <...> Установлены функции повествования о матери святого в житии: наставница
святого, последовательница и «сказочный вредитель». <...> Показано влияние культа
Богоматери на образы святых матерей. <...> Делается вывод о том,
что образы идеальных и порочных матерей в агиографических произведениях
подтверждали смысловые парадигмы ценностей и представлений, которых придерживалось
византийское общество и на которых строилась логика поведения
средневекового человека. <...> Агиографическая литература, ориентированная на описание пути к спасению
и достижению Царствия Небесного, пропагандирующая в качестве высшей
степени совершенства отказ от мирских радостей и сосредоточение всех
помыслов на служении Богу, вместе с тем не избегала обращения и к мирским
сюжетам, невольно фиксируя ценности повседневной жизни византийцев. <...> Образы матерей в византийской агиографии
55 матерей в агиографической литературе средневизантийского периода (VIII
XII вв.), и постараемся определить степень влияния ценностных ориентиров
той эпохи на образы матерей. <...> Жития византийских святых донесли до нас образы матерей, которые
стали святыми после пострижения и отказа от семейных связей (Жития святых
Феодоры Солунской [см. <...> ). Материнство в житиях других святых могло рассматриваться как поле для упражнения в человеколюбии и
других добродетелях (Жития императрицы Феодоры, восстановившей иконопочитание
в Византии [см. <...> Византийские жития святых сохранили образы святых матерей, нашедших
свое высшее счастье в детях, однако агиографическая традиция осуждала
избыточное проявление материнской любви, которая отвлекала женщину
от Бога. <...> Наряду с житиями святых <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: