Гайто Газданов: искусство изобразительности
Рассматриваются особенности идиостиля и прозаического искусства Гайто Ивановича Газданова.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
09 С. Р. Федякин ГАЙТО ГАЗДАНОВ: ИСКУССТВО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Рассматриваются особенности прозаического искусства Гайто Газданова: положив
в основание своего повествования творческое воспоминание, Газданов удлиняет предложения,
выстраивая их как некие лирические рассуждения. <...> Такой ритм фраз
позволил использовать конструкции языка, которые при иной манере показались
бы громоздкими. <...> Кроме того, усилилась роль подробностей, которые стали соединяться
в ассоциативные ряды, а те, в свою очередь, стали связываться образамитемами,
создающими единство художественного целого. <...> Искусство изобразительности связывают с умением найти точную
деталь, хотя писатель может воздействовать и ритмом фраз, и теми смысловыми
«просветами», которые могут возникнуть между словами, предложениями,
абзацами. <...> Право сказать, это я выношу не только из Вечера у Клэр, а также из
рассказов Ваших из Гавайских гитар и др.» [цит. по: Диенеш, с. <...> Они делают прозу крайне неудобной для чтения,
«затрудняют» движение фразы. <...> Искусство изобразительности в прозе Газданова
243 щие тела, иногда не успевающие воплотиться в привычные для моего глаза образы
и так и пропадающие, не воплотившись; и я во сне жалел об их исчезновении,
сочувствовал их воображаемой, непонятной печали и жил и засыпал в том неизъяснимом
состоянии, которого никогда не узнаю наяву. <...> Ранняя проза Газданова («Гостиница грядущего», «Повесть о трех неудачах»,
«Рассказы о свободном времени») стремится к четким фразам и резким
линиям. <...> Критики
не случайно упоминали об «эластичном» движении фраз, об особом
ритме повествования у Газданова [см. <...> И эта плавная газдановская фраза не только «разрешила»
использовать в изобилии столь «неповоротливые» слова. <...> Но и у него иной раз встречалась
фраза длинная. <...> Повествование Газданова в 1930-е гг. часто напоминает не бесконечные
периоды Марселя Пруста, но именно ритм чеховских длинных фраз
[см. <...> И если в романе «Вечер
у Клэр» этот прием <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: