Актуальность и цели. Сущность творческих исканий Аксакова-поэта открывается в особом смысловом поле: с одной стороны, представлен анализ статей Н. В. Гоголя о своеобразии русской поэзии, с другой – слово самого Аксакова, высказанное им в историко-литературном труде о Тютчеве. Интересен предмет работы – мотивно-образный строй и стиль поэзии Аксакова. Поэтому цель раздумий состоит в том, чтобы глубже и полнее осмыслить духовные искания русских писателей 1840–1870-х гг. Актуальной представляется мысль Н. Н. Страхова, высказанная им в книге о Пушкине: «Нужно уметь идти за писателем и художником всюду, куда он нас ведет, и видеть все, что он нам показывает». Результаты. Творческий поиск своей темы Аксаков воплотил в программных произведениях. Концептуально важным положением в статье является мысль о том, как живет и творит поэт другого поколения в иную литературную эпоху, т.е. остается ли он в рамках стиля своего времени или качество его поэзии меняется. И. С. Аксаков понимает, что он укоренился именно в субстанции, а не в личной выдумке, и выразил с особенной силой и точностью, что искомое найдено, что он не творил, а воспроизводил, созерцая и описывая свой предмет. Это он доказал своими созданиями и своей личной жизнью. Практическая ценность исследования заключается в том, что оно дает возможность использования данных материалов при разработке спецкурсов, посвященных актуальным проблемам русской поэзии. Выводы. Творческое наследие Аксакова рассматривается в совокупности: анализируются стихотворения, письма, статьи. Разные по своей родовой принадлежности произведения Аксакова как бы «перетекают» друг в друга, ибо связаны между собой идейно и тематически. Проекция личной судьбы на результат творчества приобретает принципиально методологическое значение на примере поэзии Аксакова потому, что он смог возвести свою жизнь в поэзию на правах своей эпохи.