РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки/2014/№ 3/

ПРОШЕДШЕЕ И НЕПРЕХОДЯЩЕЕ: СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ «ПРОШЛОЕ» И «БЫЛОЕ» В КОНТЕКСТЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ М. ХАЙДЕГГЕРА

Актуальность и цели. Актуальность обращения к хайдеггеровскому философскому наследию связана с ситуацией, сложившейся в области современной (постметафизической) философии истории. Экзистенциальная аналитика временности и историчности Dasein закладывает основания для принципиально нового, неметафизического, понимания истории и историчности. Ключевую роль в этом новом понимании истории играет различие между историчным (geschichtlich) и историческим (historisch), между бывшим (gewesen) и прошлым (vergangen). Предмет статьи – экзистенциальная аналитика временности М. Хайдеггера. Цель работы – прояснение соотношения между экзистенциальными и темпоральными феноменами «прошлого» и «бывшего» Материалы и методы. Методологическим основанием исследования выступает экзистенциальная аналитика человеческого бытия, разработанная и осуществлённая М. Хайдеггером. Специфика и в то же время плодотворность хайдеггеровского подхода в области философии истории заключаются в том, что утвердившееся в метафизике понимание истории как процесса изменения и развития объекта во времени не отрицается, но получает более исходное, экзистенциально-онтологическое осмысление. В ходе сопоставления концепций прошлого в феноменологии Хайдеггера и Сартра использовался компаративистский (сравнительно-исторический) метод. Результаты. В статье эксплицируются два различных типа соотнесённости человеческого существования с историческим прошлым, проясняется связь между ними. Выявляется значение проводимого М. Хайдеггером различения между прошлым (Vergangenheit) и бывшим (Gewesenheit) для современной (постметафизической) философии истории, проводятся параллели между хайдеггеровской экзистенциальной аналитикой и концептом «монументальной истории» Ф. Ницше. Выводы. Экзистенциальная аналитика Хайдеггера знает два модуса соотнесённости человека с исторической событийностью: неаутентичный, в котором историческое предстаёт как прошедшее, и аутентичный, в котором историческое открывается как историчное (сбывшееся и сбывающееся). Оба способа укоренены в экзистенциальной конституции Dasein.

Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: