Актуальность и цели. Статья содержит целостный внутренний, сопоставительный и историко-сопоставительный анализ одной из наименее изученных комедий А. Ф. Писемского – «Раздел». Цель работы – изучение индивидуальной поэтики раннего творчества драматурга: законы построения, проблематика, предмет сатирического разоблачения; а также места пьесы «Раздел» на страницах журнала «Современник» Материалы и методы. Рассматриваются все авторские варианты пьесы А. Ф. Писемского «Раздел», а также пьеса И. С. Тургенева «Завтрак у предводителя», в контексте содержания журнала «Современник» середины 1850-х гг. и редакционной переписки. Статья синтезирует сопоставительный, историколитературный и журнально-критический методы. Результаты. Комплексный анализ содержания «Современника» 1850–1852 гг. показал, что редакция наблюдала за творчеством Писемского, считая его обличительные идеи совпадающими с собственной программой; однако появление «Раздела» показало, что протест Писемского проистекает из иного понимания человеческой природы. Предметом творческого соперничества в пьесе Писемского «Раздел» автор считает комедию И. С. Тургенева «Завтрак у предводителя, или Полюбовный дележ». Эта комедия, близкая редакции «Современника», выражает убеждения просвещенных западников о человеческом невежестве как главной причине невозможности «полюбовного дележа», тогда как Писемский доказывает, что человеческая натура не избавилась еще от животных инстинктов. Выводы. Комедия «Раздел» послужила идейной и сюжетно-композиционной основой поздних «социальных памфлетов» (П. В. Анненков) драматурга, таких как «Ваал», «Финансовый гений». Пьесы Писемского составляют особую линию в развитии русской драматургии середины ХIХ в., неразрывно связанную с магистральной, но оригинальную.