Об одном поэтическом экфрасисе С. Городецкого
.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Марианна СИЛИ
ОБ ОДНОМ ПОЭТИЧЕСКОМ ЭКФРАСИСЕ
СЕРГЕЯ ГОРОДЕЦКОГО
Речь пойдет о стихотворении С. Городецкого <...> Для начала напомним
текст стихотворения:
С сокольничими кавалькада
С охоты мчалась. <...> Легкий путь
Ей колесница преградила
На черноматовых быках. <...> Косою Смерть, поживе рада,
Уж собирается взмахнуть,
И скошенное взять могила
Спешит, и к праху никнет прах. <...> О, сладко падать смертью нежных,
Томиться в золотых цепях
И тосковать, в чертах надменных
Утаивая ярость мук! <...> Как известно, Городецкий в свой акмеистический пе
риод посетил Италию два раза, в 1912 и в 1913 годах. <...> Единственная связь с Италией в неко
торых его стихотворениях, таких как «Джинестри» и «Ве
чер на чужбине», — это место их создания — Марина ди
Пиза. <...> Они почти всегда пусты, а в стихотворении «Девушка из
Помпеи», в третьей строфе, поэт описывает девушку, по
гибшую во время извержения Везувия две тысячи лет на
зад. <...> Стихотворение «Микеландже
ло» было впервые опубликовано в журнале «Северные
записки» в 1913 году; стихотворения «Флорентийский
рассвет», «Мучения св. <...> Стихотворение «Триумф смерти и триумф любви»
впервые напечатано в сборнике «Избранное» в 1936 году
под заглавием «Сиена». <...> Отнести его к итальянскому
циклу позволяет также сноска, которую сам Городецкий
сделал к тексту: «к фрескам на стенах Кампо Санто в
Сиене»2
.
И тут кроется загадка: как справедливо отметил Сте
фано Гардзонио, на кладбище «Cimitero della Misericor
. <...> : Советский писатель,
dia» в Сиене фресок, подходящих под описание Городец
кого, нет3
. Но мы не можем согласиться с его предположе
нием о том, что интересующее нас стихотворение написа
но под влиянием очерка Бориса Зайцева «Сиена» и
знаменитых «Образов Италии» Павла Муратова, где опи
сана известная фреска Буффальмакко «Триумф Смерти»,
находящаяся на кладбище Кампосанто в Пизе4
. Вопер
вых, потому что образы стихотворения не совпадают с
изображениями на фреске Буффальмакко. <...> Вовторых,
потому что на пизанской фреске <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: