Вячеслав Иванов, Лейбниц и барокко
.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
История идей
Светлана ФЕДОТОВА
ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ, ЛЕЙБНИЦ
И БАРОККО
Сегодня уже много сказано о барокко как поэтике кри
зиса, типологически сближающей разные периоды культу
ры — противоречивый XVII век, заложивший основы но
воевропейского рационализма, модернизм, а затем и
постмодернизм XX столетия. <...> Женетта, считающего,
что «барокко, если оно действительно существует, это не
остров (еще менее того заповедник), но перекресток, рас
путье и, как это хорошо видно в Риме,— публичная пло
щадь. <...> «Слегка согбен, не стар, не молод,
/ Весь — излученье тайных сил» — в восприятии Блока;
«в пенснэ, с профессорским видом, выставляющий свою
бородку, подстриженную под Корреджио»2
— в зарисовке
Белого (с подспудным сопоставлением Иванова с предте
чей итальянского барокко). <...> Но не об этом
сейчас речь, а о том, что такая культурная физиогномика
Иванова просто напрашивается на облачение ее, так ска
зать, в барочные складки4
. При этом не обязательно окра
шивать их в негативнооценочные тона, как это сделал
Андрей Белый, аттестовавший бывшего собрата по сим
волизму: «Умница, хитрая бестия; но от ума — впал давно
уж в младенчество; шел к посвящению, а дошел до <...>
рококо и барокко; осуществленный с головы до ног style
jеsuite»5
Можно подойти к поставленной проблеме с иной сто
роны. <...> Локусом будет теодицея, а ее идео
логами — Лейбниц и Вяч. <...> »6
. Ученый не случайно
назвал свою монографию об Иванове «Русский Проспе
ро»7
. Именно этого героя последней пьесы Шекспира,
проникнутой барочным духом, «таинственного Проспе
ро, волшебника и рационалиста, знатока секретов жизни
и фигляра», вспоминает и Делез, сопоставляя его с Лейб
ницем, барочным философом по преимуществу8
. Впро
чем, основание для аналогии с шекспировским персона
жем дал уже сам Иванов в «Римском Дневнике» (1944),
лебединой песне его поэтического творчества:
Зачем, о Просперо волшебный,
Тебе престол,
Коль Ариель, твой дух служебный,
Прочь отошел?
низме // Мир <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: