РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Вопросы литературы/2012/№ 5/

Книжный разворот

.

Авторы
Тэги
.
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Образ «невидимого града Китежа» столь же общеизвестен в русской культуре, сколь и загадочен с точки зрения истории и ге незиса. <...> Корсакова, так как ее посредническая роль в усвоении китежской легенды ин теллектуальной элитой оценена автором верно. <...> Но в остальном структура книги диспропорциональна: глава 1 посвящена истории формирования китежской легенды в XVIII—XIX веках; глава 3 представляет собой компендиум примеров, иллюстрирующих ре цепцию легенды писателями Серебряного века; главы 4 и 6 цели ком посвящены отдельным персоналиям Андрея Белого и Нико лая Клюева; в главе 7 снова следует перечислительный ряд писателей, упоминавших Китеж, на этот раз в послереволюцион ную эпоху. <...> Особо стоит сказать о главе 5 «Китеж и Петербург», где почемуто сравниваются «китежский миф» и «петербургский миф» (последний истолкован по В. Топорову <...> Карлсон не вполне отдает себе отчет в том, что данные «мифы» являются исследовательскими реконструкциями, и рассуждает о них как о наличных текстах; фактических же текстуальных при меров сопоставления Петербурга и Китежа писателями на всю главу находится лишь три — страницы 211, 220 и 221 (цитату из Клюева, где Иисус открывает «Питеру» «песен китежских причу ды», вряд ли можно счесть примером сравнения или отождествле 474 ния городов, а все остальные приведенные цитаты вообще упоми нают их по отдельности). <...> Если нижняя точ ка отсчета (1843) мотивирована первой публикацией легенды в светской печати, то выбор 1940 года как верхней точки вполне про изволен (датировка двух произведений Ахматовой, отсылающих к китежской теме). <...> Карлсон замечает: «Было бы интерес но исследовать дальнейшее развитие мифа» (с. <...> Между тем уже сама традиция научного исследования китежской легенды в советское время, отраженная в обзоре И. <...> Карлсон дополняет ее «мифом» и тут же путается в определениях мифа (задача изначально неблагодарная). <...> , полагавшего, что все определения мифа можно <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: