РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Вопросы литературы/2012/№ 1/

«Уайльдовский парадокс» Гейне

.

Авторы
Тэги
.
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Алексей ЖЕРЕБИН «УАЙЛЬДОВСКИЙ ПАРАДОКС» ГЕЙНЕ Поэт поздней, пресыщенной своим собственным богат ством художественной эпохи, Гейне вступает в литературу под знаком эпигонства. <...> «Проклятие эпигонства» — самая распространенная жалоба в немецкой поэзии 1820х годов. <...> Но у Гейне эпигонство, осознанное как историческая необ ходимость и художественно осмысленное, становится бла годаря этому осмыслению фактом большой современной литературы. <...> 2 201 него” слова, всякий творческий замысел, всякая мысль, чувство, переживание должны преломляться сквозь сре ду чужого слова, чужого стиля, чужой манеры, с которы ми нельзя непосредственно слиться без оговорки, без дистанции, без преломления»3 . Именно так это происхо дит у Гейне и в немецкой литературе его времени. <...> По признаку сознательной и подчеркнутой «литера турности»4 творчество Гейне включено в ряд типологиче ски сходных художественных явлений, реализующих «эллинистическую» парадигму. <...> Зенгле5 , с другой — рафини рованная эстетическая культура конца XIX века, эпохи fin de sifcle, когда «литературность» получает новое зна чение в контексте идей эстетизма6 Эмпирическая действительность нередко представляет ся художникам «конца века» если не отвратительно по шлой, то, во всяком случае, невыразительной и неинтерес ной, лишенной смысла и от этого как бы несуществующей— до тех пор, пока не наступит ее преображение в зеркалах ис кусства, пока она не пройдет через призму художественного сознания. <...> Уже Бодлер (младший современник Гейне) пере оценивал руссоистскую антитезу природы и искусства и на стаивал на превосходстве последнего, поскольку только ис кусство, повышая интенсивность переживания жизни, . венная литература, 1972. <...> 5 претворяет бессмысленный хаос непосредственных ощуще ний в отчетливые и яркие образы нашего сознания, в реаль ность нашего духовного мира7 . Из подобного же убеждения исходил позднее и Марсель Пруст, когда он <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: