Борис Эйхенбаум как литературный критик. Три заметки к теме
.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Екатерина ОРЛОВА
БОРИС ЭЙХЕНБАУМ
КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК
Три заметки к теме
Ясно сознавая невозможность исчерпать в пределах
одной статьи представление о Б. <...> Нас будут интересовать прежде все
го принципы Эйхенбаума как литературного критика, его
взгляд на природу и задачи критики. <...> Мы также будем
стремиться показать единство мышления Эйхенбаума
как филолога и критика. <...> Эйхенбаум становился участником литературного
процесса в 1910е годы — время, когда взаимодействие
между литературой, филологией и критикой было как
30
никогда тесным. <...> Вместе с тем, пожалуй, только в ХХ веке
критика начинает выделяться в самостоятельную об
ласть, и эстетическая мысль пытается определить ее гра
ницы. <...> «Отчетливое разграничение критики и истории
литературы — явление не столь уж давнее, — свидетель
ствовала Л. Гинзбург <...> Круг инте
ресов Эйхенбаумакритика достаточно широк: западная
литература (французская поэзия и проза), русское и за
рубежное литературоведение, современная русская лите
ратура (К. Бальмонт <...> И если нам сейчас трудно судить о том,
что в журналистской работе Эйхенбаума определялось
его собственными интересами, а что — потребностями из
даний, в которых он сотрудничал, то во всяком случае для
самого молодого филолога здесь было чтото вполне ор
ганичное. <...> «Соединить работу журнальную с научной —
мой идеал»2
.
Лишь спустя пять лет, в 1918 году (это же и время
вступления в ОПОЯЗ), появляется статья Эйхенбаума
«Речь о критике». <...> 31
на материале творчества которого Шкловский строил
свою концепцию остранения и к которому апеллирует
Эйхенбаум, вскоре и до конца жизни Эйхенбаума станет
главным героем его филологических трудов. <...> «Я верю (как это ни странно тоже), что у нас ско
ро будет новая критика и новая история литературы», —
пишет он (там же). <...> Но похоже, что и Эй
хенбаум рассматривает искусство и филологию как неко
торое единство, если угодно, — как своего рода «систему». <...> Следующее по времени <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: