Трагедия на фоне «мирового» пейзажа. «Пейзажные пьесы» Гертруды Стайн
.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Зарубежная литература
Наталия МОРЖЕНКОВА
ТРАГЕДИЯ НА ФОНЕ
«МИРОВОГО» ПЕЙЗАЖА
«Пейзажные пьесы» Гертруды Стайн
За авангардными пьесами Гертруды Стайн, демонстри
рующими полное отсутствие сюжета и внешних сцениче
ских событий, нерасчлененность речи героев и сцениче
ских ремарок, неожиданное включение повествовательных
прозаических фрагментов, несоотносимость реплик с оп
ределенным персонажем, закрепилась репутация драмати
ческих произведений, не предназначенных для представ
ления в театре. <...> Фактически полное отсутствие какихлибо
атрибутов традиционного театра делает их постановку
весьма проблематичной, что заставляет критиков причис
лять большинство стайновских пьес к жанру «closet
drama» («драма для чтения»). <...> Однако в истории современ
ного театра попытки поставить стайновские драмы пред
принимались. <...> Американский композитор Вирджил Том
сон написал на либретто Г. Стайн две оперы. <...> пред
ставил оперу «Матерь всех нас» («The Mother of Us All»)
на либретто Г. Стайн. <...> Эксперименты писательницы в области драматиче
ской формы во многом обусловлены ее отношением к
сценическому искусству, о котором она пишет в лекции
«Пьесы» («Plays», 1935). <...> Это ощущение несовпадения с непосредственным
настоящим сценического действия Г. Стайн и пытается
преодолеть в своих экспериментальных пьесах. <...> Эти рассуждения, сформулированные
с точки зрения не профессионаладраматурга, а обычного
зрителя и стилизованные под непосредственное детское «А
корольто голый!», отсылают к лессингианскому противо
America, 1998. <...> Снять это противоречие посредст
вом перекодировки вербального текста на плоскостной
язык живописи — основная задача автора, ищущего спосо
бы упразднить линейную темпоральность, в которой она
видела иллюзию, скрывающую «чистую» непосредствен
ность настоящего. <...> Г. Стайн обращается к концепции пейзажа как к способу
преодоления линейной событийности традиционной дра
мы. <...> Развертыванию сценических <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: