«Шевченковский текст» Ивана Дзюбы
.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Век минувший
Юрий БАРАБАШ
«ШЕВЧЕНКОВСКИЙ ТЕКСТ»
ИВАНА ДЗЮБЫ
...А начинал он совсем не с классики, начинал с горя
чей, наисовременнейшей современности. <...> »
(1959), Иван Дзюба вошел... нет, не вошел — ворвался,
вторгся в тогдашний украинский литературный мейн
стрим как возмутитель спокойствия, как enfant terrible,
как критик в собственном, изначальном, буквальном
смысле этого слова. <...> Помню республиканское совешание молодых крити
ков 1957 года (где мы с ним и познакомились) — даже на
общем фоне пробуждающегося в ту пору на Украине мо
лодежного нонконформизма и радикалистских настрое
ний Дзюба выделялся как яркая, самостоятельная, уже
сложившаяся творческая личность, способная в своих
критических оценках и выводах пойти против течения,
346
наперекор общепринятым нормам, официальным уста
новкам, догматическим канонам — как идеологическим,
так и эстетическим. <...> И хотя на первых порах, надо при
знать, молодому критику подчас самому приходилось в
собственном сознании преодолевать рудименты ранних
идейноэстетических иллюзий, пропагандистской обра
ботки школьных и студенческих лет, элементы скованно
сти жесткими рамками «правил игры», навязанными то
талитарной системой (а многие ли из нас, его ровесников,
этого избежали?), — это были, так сказать, не полностью
отсеявшиеся, еще царапающие острыми краями крупицы;
доминировала же, — подчеркну — и безусловно домини
ровала, своя, ни у кого не заимствованная и никем не на
вязанная, совершенно свободная мысль, своя, ни от кого
не зависящая позиция. <...> Это в выступлениях молодого
Дзюбы импонировало прежде всего. <...> Основанные на глубинной
традиции европейского и национального интеллектуа
лизма, широкой эрудиции и крепкой научной почве твор
чески освоенного потебнианства, проникнутые духом по
лемичности, свободы, сопротивления компартийному
давлению и все более и более наглеющей цензуре, публи
кации и выступления Дзюбы вызывали раздражение и
гнев <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: