Между традицией и экспериментом. Опыт Андре Мальро — писателя и министра
.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Синтез искусств
Тамара БАЛАШОВА
МЕЖДУ ТРАДИЦИЕЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОМ
Опыт Андре Мальро — писателя и министра
Ни один из романистов ХХ века не был так увлечен
историей развития искусства — от давних, дохристиан
ских, цивилизаций до самой живой современности, — как
Андре Мальро. <...> Никто из романистов не оставил потомст
ву столько книгразмышлений о самой природе культу
ры — что может быть названо культурой? <...> Считается, что в 1920—1930е годы Андре Мальро был
собственно писателем, а после Второй мировой войны
(иной период творчества) посвятил себя искусствоведе
нию, углубленному изучению истории цивилизаций и <...> В Рукописном Отделе ИМЛИ1
хранится письмо Мальро
от 3 декабря 1935 года, где он сообщает: «Я действительно
пишу сейчас книгу по искусству или — более точно— о
восприятии культурного наследия. <...> Хотим мы этого или не
хотим, но этот выбор оказывается нашим личным выбо
ром, определяемым нашими творческими устремлениями. <...> Конечно,
мысль моя сложнее, чем я сейчас ее излагаю, но в целом вы
можете судить об основном направлении»1
Поэтому нет ничего удивительного в том, что с трибуны
Первого съезда советских писателей Мальро заговорил не о
«новых качествах» метода по имени «социалистический
реализм», а о проблемах, имеющих отношение к любому пе
риоду и любому географическому региону планеты (в том
числе и к произведениям, создаваемым в Советском Союзе). <...> Первые контакты Андре Мальро с советской культурой
как раз совпали с началом дебатов вокруг термина «социа
листический реализм». <...> Для французского писателя, увле
ченного темой революции, было вполне естественным вни
мательно вслушиваться в «программы», которые звучали,
всматриваться в художественные образы, которые сопутст
вовали этим «программам», иногда противореча им, иногда
объективно их пародируя. <...> Мальро высоко ценил работы Сергея
Эйзенштейна (с которым его связало творческое сотрудни
чество) и Дзиги Вертова, но он критично отнесся <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: