Одноразовая форма
.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Игорь ШАЙТАНОВ
ОДНОРАЗОВАЯ ФОРМА
Размышление о жанре не очень увлекает современ
ных поэтов. <...> Когда у меня в 1985 году вышла книга о поэзии Нико
лая Асеева, я подарил ее Давиду Самойлову. <...> Но особенно его внимание обратило
на себя то место, где в связи с «Синими гусарами» я гово
рил об асеевском логаэдическом стихе, «предназначен
ном для одноразового употребления»1
Потом один, другой знакомый мне сообщают, что, вы
ступая, Самойлов ссылается на это место из моей книги. <...> Воспроизвести вторично его нельзя, ибо
сразу обнаружится эпигонство2
.
Я вспомнил устное признание Самойлова в нашем
разговоре: «Именно так мы все и хотели бы писать — од
норазово». <...> В установке на «одноразовость», в такого рода созна
тельной ориентации жанру как будто бы нет места. <...> Со
временные поэты не станут ломать копья по поводу того,
писать ли им оду или балладу. <...> Межиров, и
в Переделкине, и потом в НьюЙорке державший его
портрет на стене своей комнаты3
Смеляков был одним из тех, кто в комсомольской
юности принял и воспел новый идеал, пронеся его через
всю жизнь, включавшую два тюремных срока, расстрел
друзейпоэтов — Бориса Корнилова и Павла Васильева... <...> Даже в томе
«Библиотеки поэта» (1979) стихотворение отсутствует,
хотя к этому времени Евгений Евтушенко уже извлек его
«из архива» в статье «Смеляков — классик советской по
эзии» (1977). <...> 240
кое описание быта, Смеляков остался в поэтической па
мяти, а двумя песенными текстами. <...> Один, бывший хитом
30х годов, стал результатом нередкой прививки к «совет
скому дичку» уголовной романтики. <...> »
Второй текст стал шлягером, стоящим у истоков «автор
ской песни», и безымянно поется до сих пор: «Если я забо
лею / К врачам обращаться не стану...» <...> В сущности, зна
чительная часть стихов советской эпохи принадлежит не
истории поэзии, а истории массового вкуса <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: